В университетской и академической среде силен стереотип: ты либо успешен в науке, либо в просветительской деятельности. Фото РИА Новости
В последнее время увеличилось количество акций, в которых участвуют студенты. Если посмотреть топы новостей про учащуюся молодежь, то превалируют сообщения о том, что студенты приняли участие в такой-то акции, мероприятии, молодежном форуме, баттле и т.д. Мероприятия самые разные – от грандиозных форумов, где просто нужна массовка, до научных конференций, где есть острая нужда в волонтерах. Между тем в соцсетях то и дело появляются признания преподавателей из регионов, что студентам «некогда учиться от зашкаливающего числа форумов, требующих кворума».
Возникает вопрос: а насколько полезно студентам участие в такого рода мероприятиях, если не в ущерб занятиям, конечно? Люди постарше припомнят советские времена, когда активности студентов было еще больше. Комсомольские собрания, форумы и симпозиумы, а также прочие акции проводились постоянно и… Помогали формировать лидерские качества у студентов. Если уж на то пошло, то большая часть сегодняшних крупных предпринимателей родом из комсомольского актива. То есть польза от социализирующих навыков для кого-то явно была.
А что сегодня? Читаем информационные сводки: «Студенты из ХМАО создадут пособие для учителей»; «Студенты из Калмыкии участвуют в финале Российской национальной премии «Студент года»… Шоу, конкурс, научный слэм, сопровождение конференций... Или вот научные шоу, иногда их называют модным словом «баттлы». В них и преподаватели тоже принимают активное участие. А им вести исследовательскую работу это не мешает? Сегодня проводится много просветительских проектов. А скоро станет еще больше. По инициативе Минобрнауки РФ запускается новая программа грантовой поддержки популяризаторов науки. Так что желающих пропагандировать знания теперь только добавится. Что произойдет с качеством самого этого знания – это еще вопрос.
Кстати, в научной среде весьма популярна некая негласная установка: говорить о науке с обычными людьми – это расточительная трата времени. И настоящий ученый заплатит за это большую цену – зря потраченным временем, которое можно было бы посвятить исследованиям и размышлениям. В международной научной практике есть даже такой термин – «эффект Сагана». В 1991 году Карл Саган, американский астрофизик, популяризатор науки и писатель, автор культового документального сериала «Космос», был номинирован на вступление в Национальную академию наук США. И… не прошел. Не прошел, потому что силен стереотип: ты либо успешен в науке, либо в просветительской деятельности. Настоящий ученый делает открытия в тиши и вдали от суеты мира. Но это про сложившихся и реализовавших себя ученых.
А что делать с внеучебной активностью студента? Нужна ли она? Если исходить опять же из зарубежных исследований, то они свидетельствуют, что чем сильнее студент вовлечен в образовательный процесс в аудитории и вне ее, тем сильнее у него развито критическое мышление. Кроме того, данные международных исследований показали положительную взаимосвязь между участием во внеучебной деятельности и успеваемостью.
Два года назад социологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проанализировали разные виды активности российских студентов. Оказалось, что высокой вовлеченностью не отличается ни один из них. Студенты пытаются включиться во внеучебную деятельность на первом курсе, но потом прекращают свое участие. В интервью студенты отметили, что учеба является для них приоритетом, и они посвящают большую часть времени посещению занятий и выполнению домашнего задания.
То есть большинство российских студентов не вовлечены в неформальное обучение (участие в студенческих организациях, волонтерские проекты). Однако внеучебная сфера, заметили исследователи НИУ ВШЭ, может служить акселератором знаний, полученных в ходе учебных занятий.
Также, по данным исследования Виктора Рудакова и его коллег (НИУ ВШЭ, 2017 год), примерно 65% российских студентов совмещают учебу и работу. Но большинство из них начинают работать не раньше третьего года обучения. А вот среди тех, кто бросает учебу, в основном первокурсники. А те, кто преодолевает трудности первого года обучения, обычно остаются в институте до конца обучения. Как это ни странно звучит, но работа структурирует и студенческую жизнь молодых людей. Они начинают более осознанно относиться к своей учебе.
Возможно, не стоит спешить солидаризироваться с тревогой преподавателей, которые беспокоятся, что из-за активной внеурочной деятельности студенты перестанут учиться вообще. Может, наоборот, научатся. И время ценить, и цели иметь.