Валерий Фальков прогнозирует, что «в будущем частью высшего образования всегда будет блок, связанный с общением удаленно». Фото с сайта www.minobrnauki.gov.ru
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков определил контуры системы высшего образования в РФ. Сейчас идет интенсивное обсуждение ее будущего. Все сводится к тому, что так называемая гибридная модель системы высшего образования сохранится, отметил Фальков. Российское высшее образование будет совмещать элементы очного и дистанционного обучения, заявил глава Минобрнауки.
Гибридное обучение – это когда занятие проходит в специально оборудованном помещении, в котором находится часть учащихся, а другие в это же время подключены к видеотрансляции и участвуют в семинаре удаленно.
«В будущем частью высшего образования будет блок, связанный с общением удаленно. Составным элементом высшего образования будущего всегда будет практическая подготовка, особенно по целому ряду специальностей и направлений, без нее никуда», – уверен Валерий Фальков.
И, судя по социологическим опросам населения, это соответствует запросам большинства. Больше всего в России верят в гибридное обучение и в то, что будущее образования – за программами микроквалификации и совмещением учебы с практикой. По крайней мере таковы результаты исследования влияния мировых трендов на российское образование, проведенного Лабораторией инноваций в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с госкорпорацией «Росатом». Такое исследование проводится уже во второй раз.
Тренд на гибридное обучение поддержали 61,8% российских респондентов. Хотя, как отмечают эксперты, он зарождался как вынужденная мера. За время пандемии ковида учителя научились использовать онлайн-инструменты наряду с традиционными уроками в школьных классах и студенческих аудиториях. Многие преподаватели освоили видеосвязь и предлагают теперь свои курсы в гибридном формате.
46,1% опрошенных выделили другой тренд – обучение на программах микроквалификации. Его значимость подчеркивали респонденты из крупных городов. Причем это мировая тенденция. Обучение на этих программах становится способом вхождения взрослых в новую профессию или перехода на новый карьерный уровень.
38,7% респондентов выделили в качестве тренда сочетание обучения с практикой. Его значимость подчеркнула в основном молодежь. При этом эксперты говорят о том, что этот тренд недостаточно поддерживается вузами, а студенты и школьники хотели бы, чтобы практика была оплачиваемой.
Также в числе других значимых тенденций респонденты выделяют получение знаний через соцсети, психологическое просвещение, активное участие родителей в образовании («учет домашней среды»). При этом к некоторым образовательным трендам у экспертов скептическое отношение.
Кроме того, на днях в Министерстве науки и высшего образования РФ заявили, что теперь будут по-новому распределять бюджетные места. Теперь контрольные цифры приема будут утверждаться прямо в год проведения приемной кампании. Ранее цифры приема давали примерно за год. Прежняя схема уже не способна обеспечить оперативное реагирование на изменяющуюся ситуацию в стране и мире и соответственно не способна удовлетворить вновь появившуюся кадровую потребность экономики страны в квалифицированных кадрах.
Очевидно, что касается образовательной политики, то нынешний год принципиально поменял приоритеты и университетов, и в целом отрасли науки и технологический. Теперь про «абстрактные академические достижения, на попадание в рейтинги и наукометрические индексы» лучше забыть. Сегодня «требуется четкая фокусировка на конкретных научно-образовательных результатах».
В итоге на Всероссийском конгрессе по молодежной политике и воспитательной деятельности состоялось обсуждение обновленных принципов воспитательной деятельности в вузах России. Пространство университета для развития потенциала личности предлагается формировать с учетом модели «обучение служением» и «образование через ответственность». Реализация этих принципов «поможет развитию у студентов созидательного мировоззрения и причастного отношения к государству и его истории», – считают эксперты из Минобрнауки РФ.