0
8567
Газета Образование Интернет-версия

01.02.2023 18:48:00

Репетитор теперь не роскошь, а средство обучения

Среди коллег педагог ощущает себя представителем среднего класса

Тэги: неформальная занятость, образовательные услуги, репетиторство, теневое образование, егэ, ректоры, мнение


неформальная занятость, образовательные услуги, репетиторство, теневое образование, егэ, ректоры, мнение Репетиторство все больше становится сферой неформальной занятости и даже уходит в «тень». Фото Александра Доникова/PhotoXPress.ru

Материнский капитал теперь можно будет направлять на оплату образовательных услуг, предоставляемых индивидуальными предпринимателями (ИП). Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Благодаря этому родители могут оплатить труд частного преподавателя. Союз ректоров России провел опросы руководителей университетов на эту тему.

Выход постановления повлияет на сферу репетиторства. Ведь открываются новые возможности. И каждый родитель может на деле почувствовать, что репетитор – это не роскошь, а средство обучения. В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» прошел даже семинар на «смежную» тему: «Есть ли альтернатива у педагогов для увеличения доходов, кроме репетиторства?»

Массовое распространение репетиторства пришлось на годы после развала СССР. Но и до этого исторического момента репетиторство процветало. Зачисление в вуз происходило по результатам вступительных экзаменов, которые принимались самими же вузовскими преподавателями. Разрыв между школьной программой и требованиями при поступлении в вуз бывал колоссальным. Поэтому родители были счастливы, если находили квалифицированных преподавателей, особенно «с выходом на приемные комиссии». Потратиться на преподавателей, чтобы потом, на пенсии, не кормить взрослых детей с их семьями – сегодняшняя перспектива.

Введение ЕГЭ внесло свои коррективы в развитие «репетиторского движения». Статистические данные показывают постепенный рост зарплаты в системе общего образования, но… Педагоги по-прежнему вынуждены искать способы увеличения своего дохода. И их профессиональные компетенции больше всего востребованы в сфере репетиторства. Кстати, пандемия многократно усилила эти тенденции, и даже те преподаватели, которые раньше не думали о репетиторстве, заинтересовались этой идеей, так как для ее реализации созданы все условия.

Однако исследователи НИУ ВШЭ предупреждают: репетиторство все больше становится сферой неформальной занятости и даже уходит в «тень». Поэтому она очень сложно поддается государственному регулированию, контролю, учету, измерению, исследованию. Причем значительная часть эффектов теневого образования относится к негативным последствиям. Например, оно порождает образовательное неравенство, ухудшает качество преподавания в школах, снижая мотивацию учителей улучшать преподавание материала.

Цена репетиторов зависит от его статуса в восприятии учеников и родителей. Ученые НИУ ВШЭ дали ряд сравнений. Учитель при школьной нагрузке в 155 часов в месяц имеет доход в 35 673 руб. При «чистой» репетиторской нагрузке в формате традиционных занятий он получит 64 563 руб.; при уроках на онлайн-платформах – 45 164 руб. Почему в качестве приработка учителя выбирают репетиторство, а не увеличение школьной нагрузки – понятно. Преподаватель НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что учителем движет не только «жажда наживы». Он не бросает работу в школе, потому что ощущает там себя представителем среднего класса. Это для него тоже важно.

На сайте Российского союза ректоров опубликованы результаты опросов о влиянии репетиторства на высшую школу. Опрашивали ректоров в рамках проекта «Задай вопрос ректору».

Ректор Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики Вадим Ружников считает, что тестирование ученика предполагает ответ в строго определенном формате. Поэтому можно «прекрасно знать предмет, но при этом не сдать ЕГЭ на высокий балл». Помощь репетитора нужна, чтобы школьник был подготовлен к такому формату проверки знаний. Для преподавателей его вуза погружение в формат ЕГЭ является зачастую лишним, значительным отвлечением от основной работы – преподаванием в высшей школе. Поэтому репетиторством его преподаватели не занимаются.

Ректору Уральского государственного экономического университета Якову Силину видится, что, по сути, это дополнительные занятия, которые ведут педагоги школы. Профессорско-преподавательский состав университета настраивает школьников на другой уровень знаний, в дополнение к школьной программе. К тому же репетиторство, осуществляемое преподавателями вузов, ведется не для всех школьников, а для тех, кто хочет поступать в университет. Ректор также замечает, что требования в высшей школе становятся с каждым годом все выше и выше. Но вместе с тем в «некоторых общеобразовательных школах разных регионов часто существует нехватка специалистов, поэтому объективно необходимо активное участие профессорско-преподавательского состава в подготовке абитуриентов». Невозможно быстро перепрыгнуть со ступени школьника на ступень студента в связи с возросшими требованиями. И школьники нуждаются в дополнительных занятиях.

Врио ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Илья Сокольщик считает, что абитуриенты и их родители, которые обращаются к вузовским преподавателям, ждут от них не только помощи в подготовке к ЕГЭ, но и помощи в адаптации к обучению в университете. Важный момент здесь – репетиторство сегодня практически полностью вышло из серой зоны. В прошлом оно было тесно связано с содействием при поступлении в вуз. Сегодня – «это понятная и важная сфера деятельности».

Однако с учетом того, что теперь материнским капиталом родители смогут заплатить за учебу только в том случае, если у репетитора есть государственная лицензия на образовательную деятельность, ситуация с «тенью» может и поменяться. В какой степени и как быстро – скоро станет ясно. 


Читайте также


Суды не наблюдают малозначительных преступлений

Суды не наблюдают малозначительных преступлений

Екатерина Трифонова

Кассационная инстанция разбирается с приговорами за кражу сена и старой плитки

0
397
Партийные губернаторы превратятся в пережиток прошлого

Партийные губернаторы превратятся в пережиток прошлого

Дарья Гармоненко

Хакасию и Орловскую область сохраняют в руках КПРФ по инерции

0
441
"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
1948
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
2460

Другие новости