Многим родителям каждое утро со скандалом приходится выпроваживать детей в школу. Фото Олега Тверева/PhotoXPress.ru
Только 35% родителей школьников говорят, что их дети любят школу, 17% – что не любят или даже ненавидят ее. О негативном отношении чаще всего, по данным агентства, сообщали родители школьников 5–9-х классов. И 46% респондентов сказали, что их дети относятся к школе спокойно. Таковы данные опроса интернет-портала SuperJob.
Опросы населения, конечно, не истина в последней инстанции. Вот для сравнения последние опросы ВЦИОМа на тему предпочтительных качеств, которыми должен обладать учитель. В феврале 2022 года рейтинг главных качеств учителей возглавляли образованность, компетентность, эрудиция (23%). А буквально через полгода на первом месте – доброта и уважение к детям (19%). На втором месте в этом же рейтинге – порядочность, справедливость и объективность (25%). Далее с небольшим отрывом идут любовь к детям (21%) и образованность (20%).
Конечно, все в нашей жизни возможно. И быстрая смена мнений и настроений тоже. Но… Когда речь заходит о школе, то вот уже довольно продолжительное время можно услышать такие фразы: «Сегодня в школах ничему не учат». Или: «В школе задают на дом больше, чем дают!», «Без репетиторов в школе теперь никак!» Часто говорят и про «феномен 7 сентября». Это когда дети приходят в школу с горящими глазами, а через неделю после начала занятий массово отказываются идти туда, в классе им уныло и неинтересно.
Знакомая рассказывает, что каждое утро со скандалом выпроваживает в школу 13-летнего ребенка. Учебное заведение в шаговой доступности от дома. Район старый. Школа – не простая, а гимназия, с английским уклоном. Учителя – из когорты 40–50-летних, радеют за дисциплину. Дети разве что строем не ходят. Сказать ученику «закрой рот!» здесь норма. И родители не ропщут. Они этого и хотели: чтоб учили их детей «настоящие учителя». А ребенок вдруг скатился на двойки и тройки.
Что любопытно, главной причиной нелюбви к школе в опросе сервиса SuperJob названо отношение учителей к ученикам или даже их профнепригодность: так ответили 36% родителей. На втором месте – отсутствие интереса к учебе (25%), на третьем – низкое качество образования (17%). Среди распространенных объяснений также большая нагрузка и буллинг со стороны сверстников (по 9%).
О профнепригодности учителей недавно резко высказалась в СМИ и известный психолог, академик Российской академии образования Марьяна Безруких. Подавляющее большинство педагогов в России, по ее словам, не владеют современными данными о возрастной физиологии человека и развитии ребенка. По данным исследований (2019–2020), в котором приняли участие более 60 тыс. педагогов в 10 регионах России, больше 90% педагогов всех уровней образования не имеют представления о познавательной деятельности ребенка и развитии мозга, привела данные Марьяна Безруких.
Кстати, в соответствии с профессиональным стандартом педагог должен «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья». Кроме того, он должен знать закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, владеть технологиями учета возрастных особенностей и опираться в этой работе на «достижения в области возрастной физиологии и школьной гигиены».
Например, одна из главных особенностей развития ребенка в 10–12 лет – он может управлять своим вниманием. И поэтому уровень концентрации подростка на каком-либо виде деятельности носит порой избирательный характер. Потому он более внимателен и сосредоточен, когда занимается любимым предметом. Сын-«двоечник» моей знакомой знает наизусть столицы всех государств, днями изучает политическую карту мира. Знает символику, флаги, традиции разных стран. Еще и изучает корейский, китайский, английский: выпросил у отца деньги на репетиторов и занимается с ними по интернету. Только вот на уроке может заскучать и посмотреть в окно.
Психологи считают, что невнимательность часто тормозит умственное развитие ребенка 13–15 лет и старше, а также становится причиной плохой дисциплины и успеваемости в школе. Родителям в этой ситуации советуют помочь подростку развить способность к концентрации. Учителям – сделать свои уроки более интересными.
К тому же в возрасте 10–15 лет у ребенка происходит серьезная перестройка процессов запоминания. Он осваивает мощный поток информации, часть которой необходимо запоминать для хорошей успеваемости в школе и дальнейшего поступления в университет. Вообще развитие памяти у детей 10–12 лет и старше сводится к развитию мышления. Для ребенка вспоминать и воспроизводить тот или иной учебный материал – значит думать и рассуждать. Он устанавливает логические связи между элементами информации, а когда нужно воспроизвести ее, он вспоминает все цепочки.
Все это – азы подростковой физиологии. Но в школе, похоже, сегодня увлекаются более модными вещами: цифровизация и технологическое переоснащение. А собственно про ученика при этом забывают. Отсюда – итоги социологических опросов.