Президент РАО Ольга Васильева считает, что диссертаций по методике и теории обучения должно быть значительно больше. Фото с сайта www.rao.rusacademedu.ru
В Российской академии образования прошло ежегодное общее собрание. С докладом на нем выступила президент РАО академик Ольга Васильева. Она напомнила, что этот год для академии юбилейный. Ровно 80 лет назад было принято решение о создании Академии педагогических наук РСФСР, преемницей которой и является РАО. Как раз к этому событию в РАО показали документальный фильм о первых годах становления академии.
В ходе общего собрания РАО прошли выборы новых академиков и членов-корреспондентов РАО. Среди, так сказать, людей «со стороны», то есть не из РАО, в ряды педагогических академиков был выбран, например, известный отечественный психолог, заведующий лабораторией психофизиологии имени В.Б. Швыркова Института психологии РАН Юрий Александров. Пополнил ряды академиков РАО и ректор Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Виктор Мартынов. Директор Центра профессионального образования и систем квалификаций, доктор педагогических наук, профессор РАНХиГС Владимир Блинов и ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Сергей Тарасов выбраны в члены-корреспонденты РАО. Иностранными членами РАО избраны ученые из Беларуссии и Китая. Среди представителей Поднебесной – профессор Пекинского педагогического университета, директор Научно-исследовательского центра изучения России Пекинского педагогического университета Лю Цзюань и первый секретарь отдела по делам образования посольства КНР, руководитель департамента развития Юго-Восточного университета КНР Мэй Ханьчэн.
Президент РАО Ольга Васильева привела примеры важных мероприятий, состоявшихся как в рамках академии, так и в обществе. В частности, было отмечено, что в 2022 году продолжилась работа по развитию духовно-нравственного воспитания студентов. Проведено всероссийское социологическое исследование по проблеме антиэкстремистского воспитания. Опрошено 8526 респондентов. В результате, по словам президента РАО, систематизированы существующие в некоторых субъектах РФ тенденции, обобщены полученные данные, подготовлены достаточно четкие рекомендации.
Еще одно важное направление – исследование качества образования детей в ЛНР и ДНР. Ученые Центра развития инклюзивного образования РАО провели исследования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в этих республиках. Анализ показал необходимость совершенствования материальной базы школ, а также кадрового состава, в том числе и психологов.
Ученые РАО создали стандартизованные протоколы реагирования на случай повторения эпидемических ситуаций. Они содержат четкие рекомендации для руководителей организаций, для преподавателей и студентов.
Ольга Васильева проанализировала работу профильных отделений академии, особо отметив Отделение образования и культуры РАО под руководством академика РАО Николая Гарбовского. Ученые отделения провели международную выставку коллекции детского рисунка, приурочив ее к 100-летию СССР. Такого собрания, которое находится сейчас в институте художественного образования и культурологии РАО, с которым работает отделение, по объему нигде в мире больше нет. Здесь хранится более 20 тыс. детских рисунков.
Но в то же время президент РАО напомнила о том, чего недостает в развитии педагогических наук сегодня. В последние годы сложилась ситуация с нехваткой высококвалифицированных специалистов, кандидатов и докторов наук в области методики преподавания важнейших предметов. Ученые академии проанализировали все диссертационные работы по педагогическим наукам за последние 10 лет. За это время в общей сложности защищено 9749 диссертаций, из них около 900 работ – докторские. Но… По специальностям «Теория и методика обучения» и «Воспитание» таких работ всего лишь около 2 тыс., из них лишь 183 – докторские диссертации.
На первом месте по количеству защищенных работ находится… иностранный язык. Гораздо меньше работ по литературе, истории и географии. И практически не защищались диссертации по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы, почти отсутствуют диссертации по направлениям «Родной язык», «Обществознание», иным гуманитарным и общественным наукам.
Отсюда и пафос Ольги Васильевой: «Как воздух, нужны учителя, которые бы научили учителей». Главные задачи РАО сегодня: повышать качество исследований в области педагогики, постепенно менять, уточнять направления и тематики диссертаций, планировать актуальные тематики исследований, которые ведутся в области педагогических наук на государственном уровне. Причем с упором именно на тех направлениях, где произошел самый серьезный провал.
Также было отмечено, что почти 92% студентов-педагогов в России обучаются в бакалавриате, 8% – в магистратуре и только 0,22% – на программах специалитета. Эту ситуацию, по мнению Ольги Васильевой, надо менять. Программы магистратуры требуют более пристального внимания и переосмысления подходов, считает президент РАО. Необходимо предусмотреть увеличение часов на базовые педагогические дисциплины. Академия уже разработала программы повышения квалификации сотрудников российских вузов, отвечающих за образование будущих учителей.