0
5325
Газета Образование Интернет-версия

15.03.2023 15:03:00

«Крылья» для авиации: как Ростех готовит высококлассных инженеров для самой романтической отрасли промышленности

Тэги: Крылья Ростеха, образование, технологии, ростех, авиация, гражданская авиация, авиаинженер


Авиационная отрасль России сегодня остро нуждается не только в высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции, но и в квалифицированных специалистах, способных в сжатые сроки обеспечить ее разработку и выпуск. Кузницей таких кадров стали «Крылья Ростеха» — так называется запущенная Госкорпорацией Ростех программа целевого обучения инженеров нового поколения для отечественной авиастроительной отрасли. В 2023 году ей исполняется три года. За это время количество вузов-партнеров «Крыльев» выросло до 15, а количество абитуриентов увеличилось более чем в 1,5 раза — до 500 человек.

161861_a.jpg

Глубокое погружение

Образовательная программа «Крылья Ростеха» была запущена в 2020 году — ее придумали с целью организовать подготовку многопрофильных инженерно-технических специалистов для авиапрома с учетом требований будущих работодателей. Профессиональные ориентиры установили входящие в Госкорпорацию предприятия — ОДК, ОАК, «Вертолеты России», КРЭТ и «Технодинамика». Они стали индустриальными партнерами проекта.

«Крыльям» предстояло выпускать из стен вуза специалистов, готовых сразу погрузиться в рабочую среду, минимизировав сроки и расходы на их адаптацию. Поэтому проект сформирован так, чтобы уровень подготовки учащихся соответствовал требованиям компаний. Студенты занимаются по усиленным программам специалитета и с первого курса получают возможность проходить практику, а также участвовать в решении производственных задач.

Обучение включает углубленное изучение английского языка, конструкторских IT-компетенций. Выпускники «Крыльев» будут владеть такими актуальными сегодня специальностями, как радио- и робототехника, аддитивные технологии, беспилотные летательные аппараты и композитные материалы, конструирование и создание электронных средств и многими другими. Большую роль играет система наставничества — курсанты «Крыльев» с первого курса получают кураторов от предприятий-работодателей.

Высокая планка

Проект сразу вызвал доверие со стороны академического и научного сообщества. Количество вузов-партнеров «Крыльев» еще на старте было внушительным – это 10 престижных профильных учебных заведений. К 2023 году оно увеличилось. На сегодняшний день в проекте участвуют 15 профильных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Казани, Самары, Уфы, Перми, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Ульяновска, Комсомольска-на-Амуре, Нижнего Новгорода и Омска. Ключевой методологический партнер «Крыльев Ростеха» — Московский авиационный институт (МАИ). Качество образовательного процесса постоянно контролируется.

Высокие требования предъявляются и к самим абитуриентам. В 2023 году для поступления в вузы по программе Ростеха необходимо иметь не менее 245 баллов ЕГЭ в Москве, 225 — в Санкт-Петербурге, 220 — Самаре, Рыбинске, Уфе, Перми, Казани, Омске, 200 баллов в Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Нижнем Новгороде и 195 — в Ульяновске, Комсомольске-на-Амуре. Средний балл аттестата должен быть не ниже 4, уровень английского языка — не ниже A2.

«Мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы привлечь в «Крылья Ростеха» наиболее сильных и мотивированных ребят. Гарантируем студентам трудоустройство с первого курса и социальный пакет. Наполнение образовательного проекта дисциплинами по развитию профессиональных компетенций, повышение практической ориентированности учебных дисциплин с опорой на производственные реалии – это тоже наша зона ответственности», — отмечает директор по персоналу Госкорпорации Ростех Юлия Цветкова.

Имеет значение и степень мотивации будущих авиаинженеров: до поступления абитуриенты проходят специальный онлайн-опрос. Победа в корпоративных профориентационных мероприятиях дает дополнительное преимущество при поступлении. К слову, бонусы есть и у детей работников предприятий авиационного комплекса Госкорпорации — ставка сознательно делается на преемственность и поддержку трудовых династий.

Видеть ориентир

Психологи утверждают — человек, который выбрал свою профессию по призванию, с большей долей вероятности будет продуктивен. «Заразить» любимым делом сегодняшних школьников, из которых завтра вырастут Ильюшины, Яковлевы и Лавочниковы — одна из глобальных задач «Крыльев Ростеха». Программа уже вышла за рамки высшего образования — сегодня в нее входит и профориентация школьников. Она реализуется в рамках предпрофессиональных инженерных авиаклассов, партнерами которых выступают Ростех и его организации.

В настоящее время в рамках федерального проекта «Инженерные авиастроительные классы» функционирует порядка 65 классов в 16 регионах России. Учебно-методические материалы разработаны МАИ — флагманским вузом «Крыльев» — совместно с Корпорацией и ее организациями.

«Учащиеся привлекаются к проектной и исследовательской деятельности, знакомятся с дисциплинами, необходимыми будущим специалистам в авиастроении. Школьники знакомятся с современным оборудованием, регулярно посещают производственные площадки и к моменту выпуска обладают серьезным уровнем подготовки, что в дальнейшем упрощает как поступление на программу, так и сам учебный процесс», - говорят в Ростехе.

Своевременный проект

Обучение в «Крыльях Ростеха» частично оплачивается предприятиями авиационного комплекса Госкорпорации, для студентов действует система мотивационных выплат.

Сейчас по программе уже учится порядка 580 студентов по 7 направлениям подготовки. Еще 500 будущих инженеров присоединятся к ним в 2023 году. Кроме того, подготовка рабочих кадров для авиастроительной отрасли ведется и по линии среднего профессионального образования. В ближайшем будущем именно этим молодым специалистам предстоит стать «крыльями» для российского авиапрома, чтобы поднять его на новый, высокий уровень.

«Вопрос восполнения технических кадров для высокотехнологичных отраслей в среднесрочной и долгосрочной перспективах встанет перед отечественными предприятиями довольно остро. Это связано со многими факторами, среди которых и менее конкурентные зарплаты, и старение инженерных кадров, и то, что школьники все реже выбирают профильные предметы (физику, математику) для сдачи ЕГЭ. Вместе с тем подготовка специалистов для высокотехнологичных отраслей – это сложный и длительный процесс, который зависит от личных качеств и мотивации студента, а также от уровня теоретической и, что исключительно важно, практической подготовки, — считает заместитель директора научно-исследовательского центра по науке ФИРО РАНХиГС Айрат Сатдыков. — Проект Ростеха в этом свете видится весьма своевременным. Выстраивание взаимоотношений между вузами и предприятиями авиационной отрасли позволит получить на выходе компетентного и мотивированного специалиста, готового с ходу приступить к выполнению своих трудовых функций. Можно только приветствовать реализацию такой практики».

СПРАВКА

Подробности поступления на обучение по программе «Крылья Ростеха» в разных городах России можно узнать по телефонам, указанным здесь.


Читайте также


Технологический прорыв без математики невозможен

Технологический прорыв без математики невозможен

Наталья Савицкая

Правительство задумалось о качестве преподавания одного из основных школьных предметов

0
713
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
857
Наука ждет новых героев

Наука ждет новых героев

Владимир Полканов

Абитуриентам помогают в выборе будущей специальности

0
1434
Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Владимир Полканов

Чему учат старшеклассников вузовские профессора

0
1273

Другие новости