0
13695
Газета Образование Интернет-версия

03.05.2023 16:23:00

Две "таблетки" от кадрового голода

Расширение целевого набора или введение обязательного распределения студентов требуют достоверных статистических данных

Тэги: вузы, бюджетники, целевое обучение, обязательное распределение, законопроект, критика


вузы, бюджетники, целевое обучение, обязательное распределение, законопроект, критика Сенатор Андрей Клишас подверг критике законопроект об обязательном распределении выпускников вузов. Фото с сайта www.council.gov.ru

В Госдуму внесен законопроект, согласно которому студенты-бюджетники будут обязаны работать три года по распределению или по окончании вуза оплатить свое обучение. Текст документа опубликован на сайте системы обеспечения законодательной деятельности.

Дословно: «По окончании обучения выпускники образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы, получившие образование за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат трудоустройству путем их распределения по полученной квалификации».

Автором инициативы выступил Государственный совет Республики Татарстан. Законопроект предполагает изменения в Федеральный закон «Об образовании в России». Уточняется, что не позднее четырех месяцев до окончания обучения специальная комиссия выберет место работы для выпускников. Поправки позволят обеспечить молодых специалистов работой, а предприятия ОПК и других отраслей – необходимыми кадрами.

В случае отказа от распределения выпускникам будет предложено возмещать расходы государства на обучение. Распределением будет заниматься специальная комиссия, созданная руководством учебных заведений, говорится в законопроекте. Для отдельных категорий студентов-бюджетников в документе предусмотрена возможность распределения по месту жительства. Так, получить работу рядом с домом смогут инвалиды I и II группы; те, у кого есть родственник с инвалидностью; беременные женщины и их мужья, а также родители детей до трех лет. В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, в качестве обоснования, что государство долгие годы выделяет значительные средства на обучение студентов «на бюджете».

В документе приводятся данные Минтруда Татарстана, согласно которым сейчас в республике заявлено свыше 40 тыс. вакантных мест. Кроме того, указывают авторы законодательной инициативы, с конца 2022 года обострилась потребность в работниках на предприятиях ОПК – сейчас она составляет около 5,5 тыс. человек. То есть решить проблему быстро и оптимально предлагается через распределение студентов-бюджетников.

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас подвергает критике законопроект об обязательном распределении выпускников российских университетов. Сенатор предлагает для начала всесторонне изучить, каких специалистов не хватает, где и сколько. И, возможно, по мнению сенатора, решить все можно будет через целевой набор.

Неплохой ход. Однако не будем забывать, что с целевиками были до последнего времени некоторые проблемы. Во-первых, целевой набор – это всего лишь 10–20% от общего набора. Покроет ли это спрос на специалистов? А если нет, что тогда? Во времена СССР эта проблема решалась так, как предлагают ее сейчас решить представители Татарстана. Учился за счет государства – будь любезен, отработай. Причем где отрабатывать, разнарядка приходит как раз к выпуску студента из вуза.

Во-вторых, на родные предприятия возвращаются далеко не все учившиеся в вузе по целевому набору. Уже много совещаний проведено на эту тему. Много копий сломано.

Несколько месяцев назад председатель Госдумы Вячеслав Володин сделал громкое заявление, огласив результаты проверки Саратовской областной прокуратурой ситуации, связанной с целевыми направлениями студентов-отказников. По словам Володина, практически все не вернувшиеся в родные районы – дети чиновников районных администраций.

С 1 июня 2019 года студента-целевика после окончания вуза обязывали по закону отработать три года в той организации, которая указана в договоре. До тех пор эта норма не была прописана в законодательстве, срок отработки регулировался исключительно в рамках договора с заказчиком. И зачастую происходило так, что, отработав три месяца, человек считал себя уже свободным от каких-либо обязательств.

По данным Минздрава РФ, в 2022 году из 7356 выпускников ординатуры, проходивших учебу по договору о целевом обучении в образовательных организациях министерства, 1173 человека (15,95%) по тем или иным причинам не смогли трудоустроиться к заказчику обучения (медорганизации). Большинство из них (797 человек) отказались от работы сами.

В целом, по итогам прошлого года, трудоустроено более 70% из 34 тыс. выпускников вузов, которые обучались на основании целевого направления. Эти данные приводил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. «Остальные продолжили траекторию – кто-то на следующий уровень образования, кто-то на службу в Вооруженных силах, кто-то в отпуск по беременности и родам», – заявил министр.

Итак, теперь к целевому набору подойдут более основательно. Валерий Фальков месяц назад сообщал, что его ведомство разработает до конца учебного года перечень требований, которые заказчики могут предъявлять кандидатам на местах. А сам закон, который совершенствует механизм целевого обучения, вступит в силу 1 мая 2024 года. Согласно его концепции, целевые места в вузах станут доступными для всех без исключения выпускников российских школ на основании честного прозрачного конкурса. Договором о целевом обучении чуть ли не впервые будут определены будущее гарантированное место работы и производственная практика. Благодаря новому документу закреплено наставничество и молодежь получит дополнительные социальные гарантии и меры поддержки.

В новой модели заказчик будет размещать на цифровой платформе «Работа в России» предложение о заключении договоров о целевом обучении, сроки и форму такого размещения. Согласно пояснениям министра Фалькова, кандидат из числа школьников должен быть выпускником профильного класса или быть победителем, призером конкурсов, проводимых заказчиком целевого обучения в рамках профориентационных мероприятий.

Но в самый разгар обсуждения этой темы, как мы видим сегодня, вдруг поступает предложение от законодателей Татарстана – обязать всех студентов, обучавшихся по бюджету, отработать деньги, которые потратило государство на его обучение. Кстати, в Госдуме не впервые предлагают вернуться к советской практике распределения студентов после обучения. В 2018 году с подобной инициативой уже выступали в политической партии «Единая Россия». Тогда обязательная отработка предлагалась на срок от четырех до пяти лет на предприятиях с государственным участием для выпускников-бюджетников. Кроме того, законопроект содержал предложение требовать от студентов возмещения средств государству в случае отказа работать по распределению.

В принципе эти два пути решения проблемы – целевой набор и обязательное распределение выпускников вузов – в какой-то степени взаимоисключающие. И вопрос уже можно ставить так: принудительное распределение всех бюджетников или увеличение целевого набора с учетом всех кадровых потребностей страны.


Читайте также


Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
2363
В Мали зашаталась власть

В Мали зашаталась власть

Данила Моисеев

Критиковавшего военных главу правительства отправили в отставку, но не решились преследовать

0
3205
Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Иван Родин

Спецсчета для авторских гонораров позволят чаще штрафовать политэмигрантов за критику СВО

0
4236
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
5746

Другие новости