Весной традиционно одной из самых актуальных тем становится сдача ЕГЭ. Министр Сергей Кравцов проводит со страшеклассниками урок «Разговоры о важном». Фото с сайта www.edu.gov.ru
26 мая начнется основной период сдачи единого государственного экзамена, ЕГЭ. Но ленты новостей уже месяц пестрят сообщениями вроде того «как не пострадать от ЕГЭ». Тем самым вызывая еще большую панику у детей и родителей. Может, они и не думали сильно волноваться, но раз их так успокаивают, то уже есть повод над чем задуматься.
Особенность кампании ЕГЭ этом году – с родителями стали больше говорить о том, что высшее образование само по себе не главное. Делается это в рамках профориентационной работы школы.
На днях глава Минпросвещения России Сергей Кравцов обрисовал в беседе с президентом страны новую модель профориентации в школах. И первым разделом такой модели стало создание предпрофессиональных классов. Это классы, которые открываются в школах совместно с предприятиями. Так создана сеть медицинских, педагогических, космических, предпринимательских, IT-классов и инженерных.
Вторым пунктом новой модели профориентации школьников стало «создание 100 тысяч комплектов материалов, которые учителя могут использовать во время основных школьных уроков для живой связки темы урока с примером профессий». Вызвана такая политика дефицитом высококвалифицированных рабочих.
Что касается самого ЕГЭ, то в этом году небольшие изменения коснулись каждого предмета, кроме географии. Для некоторых предметов введены новые системы оценок. Так, в экзамене по истории увеличилось количество заданий по Великой Отечественной войне – их теперь не менее 20% от общего числа всех задач. Увеличено и время на выполнение самого экзамена: с 180 до 210 минут.
Снимается ограничение на максимальное количество слов в сочинении. Ранее рекомендовали использовать в сочинении не более 350 слов. Повышен уровень сложности в ряде заданий по русскому языку. Вместо прежней системы оценки из 40 баллов будет введена новая, 100-балльная.
Во второй части ЕГЭ по физике теперь есть задачи по статистике. В ЕГЭ по математике перегруппированы блоки, это касается как базы, так и профиля. В ЕГЭ по химии задания 12 (углеводороды и кислородсодержащие органические соединения) и 16 (взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений) теперь считаются заданиями повышенного уровня сложности.
Как ни странно, экзамен по биологии считается одним из самых сложных для выпускников. Требуется запомнить очень большой объем информации. В 2023 году в ЕГЭ по биологии количество заданий увеличено с 28 до 29. Кроме этого, увеличено количество заданий с рисунками (теперь их 10 вместо 4).
Облегчен экзамен по иностранному языку. Убраны два задания из раздела «Грамматика и лексика». В ряде заданий уменьшен максимальный балл.
А Минпросвещения уже анонсировало новые изменения в сдаче ЕГЭ, которые должны вступить в силу 1 сентября 2023 года. Новый порядок будет действовать до 1 сентября 2029 года. Интрига нарастает.
В прежние годы акции вокруг ЕГЭ зачастую напоминали шоу. С рассказами вип-персон, как они пережили сдачу экзамена, с приглашением знаменитостей и больших чиновников сдать тестовый экзамен и т.д. В этом году помпы меньше, но пиар-акции никуда не делись. Например, глава Рособрнадзора Анзор Музаев сдал ЕГЭ вместе с родителями выпускников. Родителям предложили опробовать всю процедуру ЕГЭ – от регистрации до получения своих результатов. Они узнали, как разрабатываются задания и проверяются экзаменационные работы, как организована работа общественных наблюдателей и система видеонаблюдения, что запрещено делать во время экзамена и т.д.
Прошло уже больше 10 лет после внедрения единого госэкзамена, но практически ежегодно кто-нибудь из политиков перед самым экзаменом затевает дискуссию на тему отмены ЕГЭ в ближайшем будущем. Тем самым создавая повышенный уровень тревожности у родителей и учеников. В другое время года говорить об этом почему-то менее интересно. Ну а если случится трагедия, как в апреле этого года, то разговоров о пагубности ЕГЭ избежать еще сложней.
Напомним, в апреле этого пришло печальное сообщение, что одиннадцатиклассник, у которого были проблемы с подготовкой к единому государственному экзамену, покончил с собой. До самоубийства он прислал другу в мессенджер прощальное сообщение, в котором попросил прощения у родителей за то, что он плохой сын и у него есть проблемы с учебой. Он указал на то, что ему была необходима поддержка, а он ее не получил.
Случаи, когда родители повышают требования к ребенку, пугая его неотвратимостью карьеры дворника в случае двойки на ЕГЭ, увы, нередки. Причем есть категория родителей, которая прозревает почему-то к концу школьного курса, позволяя ребенку относиться к учебе спустя рукава все предыдущее время учебы в школе. Также типичны случаи завышенных ожиданий, когда ребенка со средними способностями просто загоняют в угол, требуя от него: «Учи!».