Считается, что черчение способствует развитию технического, пространственного и творческого мышления. Фото Петра Ковалева/PhotoXPress.ru |
Ранее губернатор Тульской области, председатель комиссии Госсовета по направлению «Промышленность» Алексей Дюмин обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой от имени «конструкторов, инженеров, технологов» вернуть в школы уроки черчения. «Химия, металлургия, оборонка, инженеры, конструкторы, технологи, даже педагоги технических вузов – все просят вернуть в школу черчение. Это начало основ по инженерным знаниям. Понятно, что сейчас много компьютерного программного обеспечения профильного, но вот эту дисциплину все просят вернуть в школьное образование. Попрошу этот вопрос рассмотреть на высоком уровне и принять соответствующее решение», – заявил Дюмин в апреле этого года на президиуме Госсовета по вопросам развития промышленности в условиях санкций. По его мнению, с черчением не могут сравниться другие дисциплины, в частности 3D-моделирование.
Реакция экспертов на почин пока сдержанная. Высказываются опасения в целесообразности новации. Встречаются и такие комментарии: «На большинстве предприятий уже начали отходить от сборочных чертежей… Пять-десять лет – отпадет надобность и в обычных чертежах, все заменят cam-файлы». Файлы в этом формате, также известные как файлы изображений цифровых камер Casio QV, имеют расширение. cam. «Предмет, может, и нужный, но в текущей катастрофической ситуации с кадрами в средней школе это предложение – издевательство. Иногда нет специалистов, чтобы математику банально вести. Если предмет введут, то вести его в лучшем случае будет учитель математики или физики, которых и так не хватает. В худшем – трудовик или физрук».
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов считает иначе: «Черчение – важная составляющая учебного процесса… У нас есть курс черчения в рамках предмета «технология», и мы этот курс усилим, сделаем отдельный курс для инженерного образования, отдельно проведем повышение квалификации для учителей по черчению и посмотрим, как улучшить учебник, возможно, создадим новый, современный».
Учебники по черчению действительно есть. Наиболее популярен учебник по черчению для 7–8-х классов под редакцией коллегии авторов (Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н. и Вышнепольский И.С.). Как говорится в аннотации, он полностью отвечает требованиям федерального госстандарта. Темы, которые охватывают авторы: «Техника выполнения чертежей и правила их оформления», «Чертежи в системе прямоугольных проекций», «Аксонометрические проекции (получение и построение)», «Технический рисунок», «Чтение и выполнение чертежей», «Эскизы», «Сечения и разрезы», «Определение необходимого количества изображений», «Сборочные чертежи», «Чтение строительных чертежей».
Из истории преподавания черчения известно, что предмет стали изучать в советских школах еще в 20-е годы прошлого века. А к 1930 году практически все школы имели кабинеты черчения. В 1948 году был издан учебник «Черчение: Курс для начальной школы». Предмет был очень популярен в советских школах. В 50-е годы, когда был взят курс на политехнизацию образования, произошло существенное изменение в методике обучения черчению. В зависимости от отрасли промышленности, к которой готовили школьников, были разработаны разные методики. Например, для обучения черчению в автомобильной промышленности использовались принципы инженерной графики, а в электротехнике – теория электрических цепей.
В 1980-х черчение оставалось обязательным школьным уроком и приходило на смену рисованию в 7-м классе. Сначала это было «техническое рисование» (дети простым карандашом рисовали определенные схемы и детали целиком и в разрезе, но без использования линейки), а уже в 8-м начиналось настоящее черчение. Дети рисовали схемы и эскизы, учились читать чертежи и т.д.
В нулевых ситуация начала меняться. Часы по предмету все чаще убирали из сетки школьного расписания. В 2019 году его исключили из школьной программы как отдельный предмет, но в некоторых школах черчение осталось в рамках предмета «технология».
Считается, что черчение развивает пространственное воображение, которое пригодится ученику в любой отрасли деятельности. Черчение является основой инженерной и конструкторской мысли. Отсутствие черчения снижает уровень технического, пространственного и творческого мышления. Ко всему прочему, пространственное мышление затрагивает не только геометрические формы. Оно проявляется и в представлении объектов в натуральную величину, их формы, цвета.
«Предмет «черчение» необходим и актуален. Мы с радостью отреагировали на эту новость. Тем более что среди учителей есть специалист в данном направлении, – заявила в беседе с обозревателем «НГ» директор Теченской средней школы (Челябинская область) Райхана Козина.
«У меня двойственное отношение к введению черчения в школе. Я сама изучала его в советской школе. Оно помогло мне развить пространственное мышление, научиться печатать буквы разными шрифтами, понимать чертежи на любительском уровне. Уроки черчения вел профессиональный чертежник», – отметила в разговоре с «НГ» директор школы № 13 города Тавда (Свердловская область) Оксана Загрудненко.
Однако сейчас несколько иная ситуация. «Нет специалистов, но есть программы, позволяющие создавать чертежи на компьютере, – напоминает Загрудненко. – К сожалению, с кадрами будет проблема. Их просто никто не готовит. Раньше были конструкторские бюро, их сотрудники могли вести черчение. Сейчас таких бюро нет. Возможно, если в комплексе решать проблему подготовки инженерных кадров – материально-техническое обеспечение, предметы «черчение» и «технология», – то тогда эффект будет. Думаю, что одним введением черчения вряд ли эта проблема будет решена».
И все же, по мнению Загрудненко, черчение необходимо преподавать, учитывая потребности детей. «Если у ребенка есть инженерные наклонности, то это должно быть преподавание с использованием компьютерных технологий, а вот для развития воображения, моторики рук, общих представлений о пространстве достаточно и курса в рамках учебного предмета ИЗО», – подчеркивает директор школы.