В 2021 году педагогическим специальностям обучалось более 630 тысяч человек, из них более 400 тысяч – в вузах и около 200 тысяч – в колледжах. Фото со страницы Московского педагогического колледжа в «ВКонтакте»
Учителей-предметников для российских школ, возможно, будут готовить в колледжах. С такой инициативой выступил глава Минпросвещения Сергей Кравцов на конференции в рамках завершившегося Петербургского международного экономического форума. «В настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы», – отметил Кравцов в своем выступлении.
Реакция на это сообщение со стороны педагогической общественности последовала незамедлительно. И она неоднозначная. Появились заявления, что это шаг назад. Потому что в нынешних условиях технологического прогресса учителя должны быть все сплошь с высшим образованием.
В СМИ и публичном общественном пространстве так много говорят о высшем образовании, что порой складывается впечатление, будто каждый второй у нас – это человек с университетским дипломом. На самом деле ситуация не совсем такая. Согласно данным Росстата, на 1000 человек приходится 304 человека с высшим образованием и 347 человек – со средним профессиональным. То есть лица со средним профессиональным образованием – это самая многочисленная категория работников на российском рынке труда.
Выпускники техникумов, колледжей и профессиональных училищ составляют основу трудовых коллективов во всех отраслях российской экономики: на предприятиях машиностроения, металлургии, энергетики, добывающей промышленности, транспорта, связи, сервиса и торговли, ИТ-сектора, а также в социальной сфере – в образовании, здравоохранении, в области культуры и искусства.
По данным статистики, высшее педагогическое образование имеют 78,6% руководителей и 84,2% учителей средней школы. За последние пять лет доля руководящих кадров с высшим образованием заметно выросла, в то время как доля педагогов осталась прежней. Всего у нас 1083,4 тыс. педагогов в средней общеобразовательной школе. И с высшим образованием – 868 тыс. («Образование в цифрах», статистический сборник за 2022 год, НИУ ВШЭ).
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2021 году на педагогических специальностях обучалось более 630 тыс. человек, из них более 400 тыс. – в вузах и около 200 тыс. – в колледжах. Перевес в пользу вузов – почти в два раза.
Колледжи в основном формируются на базе педагогических вузов, что значительно облегчает учащимся техникумов их дальнейший переход в институты. Например, на базе Московского городского педагогического университета (МГПУ) педагогических колледжей сразу несколько. И расположены они в разных районах столицы, что облегчает набор: колледжи есть в Медведкове, на Пресне, в Дорогомилове, на Арбате, в Марьиной Роще…
Между тем психологи, такие авторитетные, как доктор педагогических наук, директор Института педагогики (СПбГУ) Елена Казакова, считают, что ранняя профессионализация помогает закрепить интерес человека к определенной профессии. Недаром сегодня экспериментируют с педагогическими лицейскими классами, которые помогают ученикам определиться с окончательным и осознанным выбором.
Исходят психологи из того факта, что владение предметом – это только половина успеха в учительской профессии. Чтобы стать учителем, нужно знать базовые принципы педагогики, теорию и методику преподавания, разбираться в детской психологии. А этому трудно научиться, если нет базового навыка – интереса к педагогике. И базового желания – стремления учиться.
Это, возможно, хорошо понимают и работодатели. Министр Кравцов утверждает, что выпускники педагогических специальностей системы среднего профессионального образования весьма востребованы у работодателей – руководства школ и детских садов.
Интересный аспект. А влияет ли диплом на положение учителя в школе? Будут ли учителя со средним образованием чувствовать себя ущемленными по сравнению с другими? Формально сегодня различий нет. Учителей не делят по уровню образования. Их делят по компетентности. Сегодня есть три категории педагогов: учитель второй категории, учитель первой категории, учитель высшей категории. Если учитель проработал в образовательной организации более двух лет, у него стабильные результаты, то ему можно смело проходить аттестацию на первую категорию. Аттестация на категорию проводится по желанию педагога.
На деле получить высшую категорию не так-то просто. Бывают случаи, что учитель 25 лет работает в школе, а получить высшую не может.
Категория делает учителя авторитетней. Ему повышают зарплату. Прибавка за категорию сильно отличается в зависимости от региона. В Тверской области за первую категорию доплачивают 70% от оклада, за высшую – 40%. В Забайкальском крае за высшую категорию доплачивают 15% от оклада.
Сегодня министр Кравцов заявляет о недостатке педагогических кадров и прогнозирует их дальнейшую нехватку в будущем. Предположительно к 2029 году она достигнет 188 тыс. вакансий. Данные социологических исследований ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» тоже говорят о нарастании дефицита педагогических кадров: доля учителей, которые сообщают о нехватке в своих школах педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51%. В одной школе, судя по ответам респондентов, может не хватать до 10 педагогов. Чаще всего российские школы испытывают трудности с учителями математики (34%), иностранных (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%).
В общем, решать проблему будут всевозможными способами. В том числе и снижением требований к уровню образования педагогов.