Глава Минпросвещения Сергей Кравцов обнадежил учителей, что в следующем учебном году будут приняты единые подходы к формированию заработной платы. Фото агентства «Москва»
Единые подходы к начислению зарплат позволят педагогам четко понимать принципы формирования выплат. Об этом заявил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в ходе пресс-конференции «Суверенная система образования: итоги учебного года», прошедшей в международном мультимедийном центре «Россия сегодня».
«Не всегда учителю, особенно молодому, понятно, как начисляется заработная плата. Поэтому в следующем учебном году мы примем единые подходы к начислению заработной платы, чтобы учитель понимал, за что он получает зарплату», – подчеркнул Сергей Кравцов. Глава Минпросвещения отметил, что для определения регламентов по формированию системы начисления зарплаты велась серьезная работа, в ней принимали участие представители всех регионов. «Сегодня эта работа завершается. И в следующем учебном году решение будет принято», – информировал министр.
Сергей Кравцов напомнил, что еще в 2011 году был разработан проект по повышению зарплаты учителей на 30%. В настоящее время, согласно указу президента Владимира Путина, зарплаты педагогов приравнены к средним зарплатам по регионам. В то же время многие школы до сих пор устанавливают свою систему оплаты труда.
Напомним, что сегодня заработная плата педагога складывается из тарифной ставки (оклада) плюс обязательные и стимулирующие выплаты. Последние – это не более 30% от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы). На них могут рассчитывать педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования. Компенсационные выплаты – это до 200% от зарплаты. На них могут рассчитывать все категории педагогов, работающие в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Существуют еще и доплаты. За классное руководство учитель получает 550 руб. на класс, по 80 руб. на ученика и 5000 руб. из средств федерального бюджета ежемесячно. Эта доплата полагается только работникам федеральных учреждений. Сотрудники школ и колледжей при региональных вузах, а также военных училищ по-прежнему не могут на нее рассчитывать.
Кроме того, есть доплата за квалификационную категорию. Это 15–25% от оклада за первую категорию, 25–35% – за высшую. Для присвоения высшей категории необходимо участие в профессиональных конкурсах, а также стабильные и высокие результаты учеников. Квалификацию учителя отражают также уровень образования, наличие ученой степени и стаж. За них начисляется ежемесячная надбавка в размере 10–30% от оклада.
Кстати, есть даже доплаты за новый урок, введенный с нынешнего учебного года, – «Разговоры о важном». Они выплачиваются по ставке оплаты внеурочной деятельности. Этот момент вынесли в отдельный пункт в прошлом году, так как по поводу того, что такое «внеурочная деятельность», возникало особенно много вопросов.
Но острота проблемы с оплатой труда учителей все равно остается очень чувствительной. Почти половина состава учителей в стране – это люди среднего возраста, от 30 до 49 лет. И 12,5% – моложе 30 лет. Не менее 40% учителей – старше 50 лет. С новыми и амбициозными задачами (цифровизации и технологизации), поставленными перед школой, им не справиться. Эти люди фактически тихо дорабатывают свои сроки до пенсии. Омоложение учительского корпуса пусть небыстрыми темпами, но все же идет.
И вот тут возникает коллизия. Молодое поколение сегодня другое. В том числе и учительское. У них, например, нет ценности формального педагогического образования, им важнее быть примером, личностью, личностью, с которой ученикам интересно. Они с ранних лет учатся чувствовать чужие эмоции – в чатах и по видеосвязи. И они точно хотят знать, за что получают деньги. О чем, собственно, и вспомнил министр просвещения РФ. Это поколение совершенно не хочет заниматься неоплачиваемым трудом. Недостаточно оцененный труд способен охладить рабочий энтузиазм любого молодого педагога за очень короткое время. Молодые люди сегодня более ориентированы на деньги и более амбициозны.
Минпросвещения РФ постоянно выпускает рекомендации по этим вопросам. В данный момент идут апробации пилотного проекта по внедрению новой зарплаты учителям в нескольких регионах страны. И есть надежда, что в нынешний Год педагога и наставника учительский труд будет достойно оценен. При этом все хорошо понимают, что зарплата может реально увеличиться только в случае прибавления бюджета на эти нужды.