Главный аргумент в пользу трехмесячных каникул – короткий комфортный летний период. Фото Reuters
Новостные агентства обратили внимание на результаты опроса учителей об учебной нагрузке детей в период летних каникул. Большинство учителей (73%) считают, что летом необходимо учиться, и лишь 9,5% думают, что не надо загружать ребенка учебой в период летних каникул. Опрос был проведен на образовательной платформе «Учи.ру».
Также по результатам опроса 43% респондентов считают, что заниматься надо как минимум несколько раз в месяц, а 21% опрошенных педагогов подчеркивают, что заниматься надо ежедневно. Небольшая часть учителей (9,5%) уверены, что не стоит загружать ребенка учебой летом. Отмечается также, что 76% педагогов уверены в целесообразности повторения изученного в школе материала.
Неясен до конца вопрос, означает ли это, что учителя выступают за сокращение школьных каникул и за сокращение своего отпуска? Или они полагают, что за них учебную работу сделают родители и репетиторы? Что ж, если они за сокращение школьных каникул, то опрос – удивительный. Ведь в соцсетях очень часто можно встретить признание школьных наставников, которые считают длительный учительский отпуск своим счастливым билетом. Как пишет один из учителей: «Это единственное, что осталось хорошего в нашей работе».
Что касается темы сокращения летних каникул, то она не нова. И данный вопрос всплывает регулярно в последние годы. Эксперты Российской академии народного хозяйства при президенте РФ (РАНХиГС) уже проводили исследование на эту тему. Опрашивали экспертов, и те отметили, что в России летние каникулы чрезмерно длинные. Если у нас они – 13 недель, то во Франции и Испании – 10 недель, в Китае – 7 недель, в Германии – 6 недель, в Великобритании – 5 недель.
Такими длинными каникулы в России были не всегда. В дореволюционное время они в разных школах были разными. В церковно-приходских их длительность зависела от работы взрослых в поле. Дети и подростки помогали родителям сеять и убирать урожай или присматривали за своими маленькими сестрами и братьями. В гимназиях и уездных училищах каникулы продолжались всего месяц. В ремесленных училищах их и вовсе не было. Но учеба в летнее время имела свои особенности. Зачастую занятия проводились на природе.
После революции каникулы летом сначала продолжались два месяца, а потом, в 1935 году, они стали трехмесячными. Только вот дети не остались без присмотра. Напомним, что первые детские летние лагеря появились еще до революции. Тогда их называли колониями. В 1891 году в России было пять городов, где существовало 20 колоний. За последующие 20 лет в них побывало уже 20 тыс. детей.
Первые детские пионерские лагеря появились вместе с рождением детской организации в 1922 году. И благодаря их появлению ребенок имел возможность проводить досуг в хорошо организованной среде с воспитательным, оздоровительным и патриотическим уклоном. Оттуда он привозил не просто новые впечатления, а новый социальный опыт. Такая сеть пионерских лагерей была сформирована по всей стране.
Все изменилось с распадом СССР. Сегодня можно устраивать ознакомительные туры по руинам этих лагерей, чтобы понять размах этой сети и былое величие. Строился пионерлагерь обычно за счет средств заводов и фабрик, постоянно расширяясь и реконструируясь. Обычно там были павильоны, столовая, медсанчасть, купальня, баня, душевые, подсобные сооружения. Лагерь работал в три летние смены.
Сегодня причина длительного отдыха юных россиян усматривается скорее всего в климате. У нас короткое комфортное лето. И это, пожалуй, главный и единственный аргумент. А дальше все пойдет со знаком «минус».
Нейробиологи, например, заявляют, что отдых больше чем в полтора месяца длиной плохо влияет на умственное развитие ребенка. И предлагают сократить этот период хотя бы до 45 дней.
Сторонники сокращения летних каникул ссылаются на то, что летом резко возрастает количество детского травматизма. По статистике, отмечают в РАНХиГС, детская смертность летом на 30% выше, чем в другие периоды. Смертность у детей 5–9 лет летом вырастает на 21%, у подростков 10–14 лет – на треть, а у школьников постарше (15–19 лет) – на 19%. Хотя мы хорошо понимаем, что засади сегодня ребенка за учебу, ситуация с травматичностью детей не изменится. Будет ли ребенок соблюдать правила безопасности при прогулках на улице или нет, больше зависит от родителей, а не от преподавателей.
Сокращение каникул поможет отменить 6-дневную учебную неделю. Некоторые школы за год потеряют около 35 рабочих дней, которые и заместят дни, «украденные» у летних каникул. Станет возможным заменить школьную программу, которая стала слишком насыщенной, из-за чего дети стали чаще испытывать стресс. А при ее ослаблении нужны летние месяцы, чтобы наверстать эти объемы обучения.
Приводятся аргументы и в том смысле, что сразу улучшится успеваемость и внимательность учеников, если вместо 7–8 уроков, как сегодня, они будут находиться в школе 5 уроков. Дети просто не способны так долго воспринимать информацию, а современные «цифровизованные» дети – тем более.
Но, памятуя о коротком лете, гораздо приятней думать в направлении, каким активным отдыхом занять детей в это время. Например, появившаяся на свет новая детская организация «Движение первых» вполне могла бы взять на себя организованный детский отдых. Родители работают, дети предоставлены самим себе. В лучшем случае они отправлены на отдых в лагерь или «в деревню» к бабушкам и дедушкам. Связав отдых детей с просветительской деятельностью, такая организация принесла бы, думается, немалую пользу.