0
6493
Газета Образование Интернет-версия

19.07.2023 16:07:00

Цель оправдывает. Почему молодежь все чаще выбирает профессиональное образование

Тэги: ростех, образование, обучение, профессия, занятость, карьера, промышленность, производство


ростех, образование, обучение, профессия, занятость, карьера, промышленность, производство Фото пресс-службы "Ростеха"

Спрос на рабочие специальности растет небывалыми темпами. В России взят курс на масштабное импортозамещение, вырос в разы объем гособоронзаказа. Всего за несколько лет предстоит сделать качественный рывок вперед в таких сферах, как авиация стране, IT и радиоэлектроника, медицина, машиностроение. Для решения этой задачи Госкорпорация Ростех, объединяющая более 800 предприятий в 60 регионах, разработала и реализует модель дуального обучения – комплексную систему подготовки рабочих кадров для стратегически важных отраслей промышленности. Как это работает, рассказываем в нашем материале.

Я бы в токари пошел

«Плохо будешь учиться в школе – пойдешь в ПТУ», – родители из 1990–2000 годов не знали, насколько сильно они ошибутся в попытке образумить своих нерадивых наследников. Проходной балл на самые востребованные профессии и специальности в современных колледжах и техникумах – преемниках вчерашних профессионально-технических училищ – достигает 4,5 единиц. А значит – доступны они уверенным «хорошистам» и отличникам. К примеру, в Красногорском колледже в рейтинге абитуриентов, поступающих на бюджетной основе на специальность «Информационные системы и программирование», средний балл аттестата в этом году равен 4,46. А в Московском государственном образовательном комплексе (МГОК) на оператора беспилотных летательных аппаратов сегодня могут учиться только те выпускники школ, у которых он не ниже 4,21 единиц. Закон экономики в действии: популярность мест в учебных заведениях растет вместе с конкуренцией.

Причин, по которым старшеклассники все чаще делают выбор в пользу среднего профессионального образования, достаточно. В первую очередь, это возможность «пощупать» ремесло руками, которую дает обучение в колледже. Во-вторых, уже через пару лет можно получить профессию, которая будет приносить тебе доход. Например, именно так решил построить свою карьеру 19-летний Иван Митрохин – студент 4 курса МГОК по направлению «Технология металлообрабатывающего производства» и по совместительству молодой специалист входящего в Ростех Машиностроительного производственного объединения (МПО) имени Румянцева. Вместо 10 класса он выбрал колледж, а вместе с ним получил и профессию, и работу, и доход.

Практический подход

В колледже путь к профессии гораздо короче, чем в вузе. Уже на первом курсе студенты познают основы ремесла в условиях реального производства. Модель дуального обучения подразумевает, что теоретическая часть подготовки будущих специалистов проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. В МГОК, например, программы обучения по специальности под конкретный кадровый запрос от предприятий авиакомплекса Госкорпорации Ростех, с которыми тесно сотрудничает колледж. МПО имени Румянцева – одно из таких. Объединение выпускает сложнейшую топливорегулирующую аппаратуру для систем турбореактивных и турбовинтовых авиационных двигателей, дозаторы для наземных газотурбинных силовых приводов и является ведущим предприятием России в своей отрасли. Иван Митрохин пришел сюда сначала на практику, но сразу почувствовал себя на своем месте.

«До этого у меня была практика на другом столичном предприятии, но в МПО Румянцева мне понравилось больше. Здесь оборудование лучше, рабочий процесс организован по-другому. А токарные станки, которые здесь стоят, позволяют делать любые операции и несложную фрезеровку. Мы в колледже на таких же практиковались, поэтому я быстро втянулся в работу», – рассказывает Митрохин.

Производственные навыки Митрохин освоил с легкостью, поэтому сразу после окончания практики начальник цеха отпускать молодого специалиста не захотел и предложил ему остаться на предприятии. Колледж пошел навстречу и позволил совмещать учебу с работой. А через некоторое время Ивану предложили другую должность - техника-технолога, который отвечает за все операции на деталях, которые изготавливаются в цехе. Он получил четвертый разряд, выросла и зарплата. Но на этом парень останавливаться не собирается. Он готовится поступить в Московский университет СТАНКИН на инженера-технолога по программе целевого обучения с предприятиями Ростеха. А после ее завершения вновь вернется на МПО Румянцева, но уже высококвалифицированным инженером.

Кадры решают все

Иван Митрохин – типичный представитель перспективной молодежи, на которого сегодня делает ставку отечественная промышленность. В течение ближайших пяти лет в России необходимо подготовить один миллион специалистов рабочих профессий. Об этом в своем послании Федеральному собранию в феврале 2023 года заявил президент РФ Владимир Путин. Как отметил глава государства, стране нужны специалисты рабочих профессий в электронной промышленности, робототехнике, машиностроении, металлургии, фармацевтике, сельском хозяйстве и ОПК, транспортной, атомной и других отраслях, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России.

Самое важное, что каждый из этих специалистов должен уметь работать, – не в теории, а на практике, в условиях реального производства. Как образовательным учреждениям решить такую задачу? Только в связке с промышленными предприятиями – там точно знают, какие специалисты нужны, что они должны уметь и как этого добиться. Тем более что интерес этот взаимовыгодный.

Сегодняшним абитуриентам Ростех предлагает самые широкие возможности для получения актуальной и перспективной профессии. В партнерстве с ведущими российскими вузами и колледжами он реализует программы целевого обучения с дальнейшим трудоустройством в организации Госкорпорации.

Например, в 2023 году в 13 московских колледжей на целевое обучение для предприятий Госкорпорации Ростех смогут поступить 1700 студентов. Это в три раза больше, чем в прошлом году. Каждый сможет приобрести навыки минимум по пяти профессиям и стать востребованным мультиквалифицированным специалистом.

Совместная с правительством Москвы программа подготовки рабочих кадров предусматривает выплаты за трудоустройство на время практики, ребята получают 24 тыс. рублей в месяц. Для успевающих предусмотрена повышенная стипендия – 14 тыс. рублей для отличников и 10 тыс. рублей для тех, кто учится на «хорошо» и «отлично». В качестве супербонуса – гарантированное трудоустройство. «Объединенная двигателестроительная корпорация», «Вертолеты России», «Технодинамика», «Концерн Радиоэлектронные технологии» – на предприятиях этих холдингов авиационного комплекса Ростеха целевиков ждут зарплата рыночного уровня, расширенный социальный пакет и, пожалуй, самое главное – интересная работа.


Читайте также


Грузию возглавит экс-футболист без высшего образования

Грузию возглавит экс-футболист без высшего образования

Игорь Селезнёв

Михаила Кавелашвили считают марионеткой серого кардинала страны

0
1444
Технологический прорыв без математики невозможен

Технологический прорыв без математики невозможен

Наталья Савицкая

Правительство задумалось о качестве преподавания одного из основных школьных предметов

0
1169
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
1316
Наука ждет новых героев

Наука ждет новых героев

Владимир Полканов

Абитуриентам помогают в выборе будущей специальности

0
1861

Другие новости