Теперь школьники станут читать гоголевского «Ревизора» в контексте «противодействия коррупции». «Ревизор». Открытка 1952 года |
Для начальной школы предусмотрены ФООП по русскому языку, чтению и окружающему миру. Для средней школы – по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
Для внедрения ФООП в школах учителям необходимо будет пройти повышение квалификации, сообщает Telegram-канал «Большая перемена» со ссылкой на министра образования Сергея Кравцова. По его словам, Минпросвещения организует курсы повышения квалификации педагогов «для успешного внедрения федеральных основных образовательных программ в школах». Что ж, дело это важное, иначе стресс у детей, учителей и родителей гарантирован.
Напомним, что в единой образовательной программе по ОБЖ с некоторых пор появился модуль с элементами начальной военной подготовки. Старшеклассников теперь будут учить воинскому приветствию, действиям в общевойсковом бою и «инженерному оборудованию позиции солдата». Также школьникам расскажут про обращение с автоматом Калашникова, про устройство и принцип действия ручных гранат Ф-1 и РГД-5. Помимо этого на уроках ОБЖ учителя должны рассказывать о мерах безопасности для паркура и селфи, а также езды на электросамокате, питбайке, моноколесе, сегвее и гироскутере.
Недавно директора школы в Сыктывкаре оштрафовали на 10 тыс. руб. из-за преподавателя ОБЖ, по вине которого ребенок получил ранение в голову из пневматической винтовки. Без ведома школьного начальства учитель решил провести тренировку по стрельбе для подготовки к соревнованиям среди юнармейских команд. Он собрал шестерых детей в подвале школы, не оборудованном для таких занятий, и начал тренировку. В тот момент, когда педагог отошел к мишеням, один из школьников, перезаряжая винтовку, случайно выстрелил и попал в лоб другому мальчику. Пострадавший ребенок попал в больницу. Суд пришел к выводу, что директор школы не обеспечила меры для создания безопасных условий обучения. Она признала свою вину и сообщила, что нарушения в школе устранены.
Но вернемся к федеральным программам… Практически для каждой дисциплины здесь прописаны элементы патриотического воспитания. Например, по итогам школьной географии у детей должны сформироваться «идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу». Схожие навыки должны давать ОБЖ, литература, история и русский язык.
Практически те же предметы должны давать детям и основы (способы) противодействия коррупции. Что предполагается? Что учителя расскажут детям об опасности этого явления, способах противостояния взяточничеству и злоупотреблению служебным положением в корыстных целях.
Учебников, соответствующих новым ФООП, нет. Они будут создаваться через госзаказ. Формировать их будет Минпросвещения РФ, оно же будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ. Замена учебников будет проходить постепенно, объясняют в Минпросвещения. Учебники можно будет использовать еще пять лет (пока действуют экспертные заключения на них).
При этом есть большая вероятность, что указание проводить в учебную жизнь элементы противодействия коррупции будут спущены сверху совсем скоро. И как это делать – объяснить не успеют. Сроки введения поджимают. Легче всех, наверное, придется учителю литературы. Открывает «Ревизора» Гоголя – и план по проведению уроков антикоррупции выполнен.
Учителю истории тоже легко. Открывает главу про деятельность Петра I, и сразу все понятно. Ведь все ж написано: «В 1721 году сибирский губернатор князь Гагарин за занижение реальных доходов губернии, взятки по винному и пивному откупу, вымогательства, угрозы купцам, присвоение казенных средств был подвергнут смертной казни». И в младших классах, если учебники по истории Древнего мира полистать, тоже много чего найти можно для полноты картинки. Например, в книге по истории Древнего мира есть рассказ про управляющего-коррупционера. Управляющий продавал быков на сторону, а хозяину говорил, что они погибали.
Впрочем, психологи говорят, что детей запугивать не надо. Просто запугивать – неэффективно. Надо, чтобы ребенок о коррупции думал в ключе осознанного противодействия этому явлению. Вообще вести грамотную работу в таком направлении должен скорее психолог, а не простой учитель.