Фото пресс-службы Ростеха |
ВУЗ - ШАНХАЙ – ЗАВОД
Вопрос о том, какую специальность выбирать после школы, перед Джафаровым не стоял. Склонность к математике, физике и прочим техническим наукам четко указала путь – в МАИ (Московский авиационный институт). Кстати, сегодня МАИ входит в число опорных вузов Ростеха и является базовым институтом для целевой программы Госкорпорации по подготовке инженеров для авиации «Крылья Ростеха».
Выбор будущего студента пал на программу бакалавриата по направлению «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки». Учиться было интересно: студентов здесь щедро насыщают не только теорией, но и практикой. Джафарову и его сокурсникам на примере действующих образцов, которыми располагал институт, объясняли принцип работы авиадвигателей, их конструкцию и в целом давали «потрогать руками» будущую профессию.
– Так получилось, что после вуза я попал на ММП имени В.В. Чернышева, одним из основных продуктов которого являются двигатели семейства РД-33. Конструкцию этих двигателей нам углубленно преподавали при обучении на военной кафедре. Поэтому потом не раз с благодарностью вспоминал родной институт МАИ – фундамент нам заложили очень хороший, – вспоминает Эмиль.
Настоящим подарком от МАИ стала и возможность обучения в Шанхае – по уникальной международной магистерской программе, открытой Московским авиационным институтом в кооперации с Шанхайским университетом Цзяо Тун. Джафаров оказался в числе студентов-счастливчиков. Обязательными условиями поездки в Шанхай были знание английского языка, сдача вступительных экзаменов и подписание трехлетнего трудового договора с одним из предприятий «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). Кто-то из ребят попал в ОКБ имени Люльки и на завод «Салют», а Эмиля распределили на ММП имени В.В. Чернышева. Это предприятие входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» Ростеха и специализируется на изготовлении и сервисном обслуживании авиадвигателей, а также на производстве и ремонте узлов вертолетной техники.
КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
В Шанхае Эмиль и его сокурсники проучились год. Затем программой предусматривался еще один год обучения в МАИ, защита диплома в МАИ, последующие полгода защита диплома в Шанхае и только потом – работа на производстве. Но Джафаров решил не терять времени даром и устроился на завод уже после первого года обучения в магистратуре – сразу после того, как вернулся из Китая.
– Во-первых, хотелось набраться опыта, во-вторых – уже начать зарабатывать. По распределению я попал в бюро топливно-масляной аппаратуры. В этом бюро я дорос до 2 категории и получил повышение, – рассказал инженер.
В новом статусе Эмилю в составе недавно созданной рабочей группы предстояло заниматься освоением перспективных двигателей ВК-650В для вертолетов Ансат, и ВК-1600В для вертолетов Ка-226 и Ка-62. Для молодого специалиста это направление оказалось знакомым – во время магистратуры он проходил обучение в школе управления МАИ по теме «Создание конкурентоспособных двигателей для современных летательных аппаратов на примере ВК-650В и ВК-1600В». Начальство обратило внимание на целеустремлённость и трудолюбие сотрудника и в скором времени пригласило его сначала на должность начальника конструкторского бюро, а затем – на вакантное место одного из заместителей главного конструктора ММП. На предприятии он теперь сопровождает все производственные процессы – от разработки конструкторской документации до изготовления и отгрузки продукции.
- На предприятии мне очень повезло с наставниками. Они оказались замечательными людьми, дали мне хорошую базу и по сей день продолжают учить меня, – рассказывает Джафаров.
– Эмиль возглавил коллектив конструкторского бюро новых изделий в самый ответственный период подготовки производства и изготовления первых образцов деталей и сборочных единиц двигателей ВК-650В и ВК-1600В. В решениях сложных задач, которые, как правило, возникают при изготовлении опытной материальной части, он проявил себя как грамотный специалист и талантливый руководитель, – объясняет карьерный успех коллеги заместитель технического директора ММП имени В.В. Чернышева Алексей Терёхин.
А КАК К ВАМ УСТРОИТЬСЯ
В этом году у Эмиля Джафарова истекает трехлетний трудовой контракт с предприятием, обязательства по которому он подписывал для участия в международной магистерской программе. Он планирует остаться работать на ММП – считает, что нашел себя в этой профессии. Да и техническим специалистом, инженером-конструктором сегодня быть престижно.
– Для молодежи важно, чтобы выбранная профессия была интересной и приносила хороший доход. У нас на предприятии именно так – заработная плата конкурентоспособна даже по сравнению с популярными профессиями юриста, экономиста. Так что мнение о том, что на заводе стоишь у станка за копейки, – это заблуждение, – смеется Эмиль. – Более того, меня часто спрашивают знакомые – а как к вам на завод устроиться? Отвечу: устроиться можно, люди на предприятии нужны всегда. Хорошие, грамотные специалисты всегда на вес золота. И тем более сегодня, когда перед отечественной авиацией стоят такие амбициозные задачи.
– А такую карьеру, как у вас, легко на предприятии сделать с нуля? – спрашиваем мы Джафарова.
- Легко? Ну нет, не скажу, что очень уж легко. Вспоминаю, сколько раз пришлось оставаться допоздна, какой объём информации переработать, сколько нового изучить, нервничать, переживать. Нет, это непросто, требует усилий, внимательности, трудолюбия, знаний, – на секунду задумывается, но потом уверенно отвечает Эмиль. – Но что мне нравится в нашей работе – если ты действительно трудишься, стараешься и стремишься к результату, тебя замечают, не связывают руки, а дают свободу действия и, конечно, поддержку.
Сегодня у выпускников школ и колледжей есть хорошая возможность стать, как и Эмиль Джафаров, профессионалом в авиационной отрасли и других стратегических направлениях промышленности. Помочь в этом им призваны целевые образовательные программы, которые Госкорпорация Ростех реализует совместно со средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Они предназначены для подготовки кадров по востребованным специальностям с учетом требований будущих работодателей. Так, проект «Крылья Ростеха» нацелен на обучение инженеров нового поколения для авиастроения и реализуется в партнерстве с 15 ведущими профильными вузами страны. «Код Ростеха» совместно с МИРЭА–Российским технологическим университетом обеспечивает предприятия специалистами с сильными компетенциями, необходимыми в сфере радиоэлектронной промышленности, IT и информационной безопасности. А совместно с Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана Ростех готовит профессиональные кадры в интересах радиоэлектронной, авиационной отраслей, IT и биотехмеда.