Депутаты считают, что реализация их инициативы поможет «повысить роль родителей в жизни школы, включить их в решение важных вопросов образовательного процесса. Фото с сайта www.aksariha.siteedu.ru
Депутат Госдумы Алексей Нечаев выступил с инициативой закрепить в законе понятие «родительское собрание» и наделить его официальными полномочиями. Нечаев напомнил, что сейчас родители могут принимать активное участие в делах школы, если это прописано в ее уставе. Но, по его мнению, образовательные организации зачастую игнорируют мнение родителей, потому что в уставах их школ не прописаны подробно их полномочия.
Парламентарий предлагает ввести в закон «Об образовании РФ» понятие «родительское собрание», которое будет обозначать коллегиальный орган общественного управления школой, действующий для развития образовательного процесса, а также учета мнения родителей или законных представителей учеников. Алексей Нечаев предлагает наделить собрание полномочиями влиять на смену поставщика питания, выбирать меню завтраков и обедов, защищать педагогов от увольнения и т.д.
Надо отметить, что активность депутатов по этому вопросу обнаруживается не в первый раз. Ранее депутат Госдумы Анна Скрозникова совместно с тем же Нечаевым уже вносили в нижнюю палату парламента законопроект, предлагающий законодательно закрепить понятие «родительское собрание». В пояснительной записке к проекту отмечалось, что в настоящее время у родителей растет запрос влиять на решения, принимаемые руководством школ. И в современной редакции закона «Об образовании» есть упоминание такой возможности. Однако сложившаяся правоприменительная практика показывает, что они на практике не реализуются.
По задумке авторов законопроекта, участвовать в родительском собрании смогут все родители или законные представители детей, обучающихся в школе. Решения принимаются простым большинством (50% плюс один голос). Спектр решений, на которые может повлиять этот орган, включает в себя примерное меню завтраков и обедов учеников, вопросы обязательности ношения школьной формы, заключения и расторжения контрактов с поставщиком питания и т.д.
Планировалось, что реализация положений инициативы поможет «повысить роль родителей в жизни школы, включить их в решение важных вопросов образовательного процесса. А это, в свою очередь, поможет создать комфортный микроклимат в образовательных организациях, повысить удовлетворенность школой как со стороны родителей, так и учеников».
А еще раньше подобную инициативу выдвигала вице-спикер Госдумы РФ Ирина Яровая. Она обратила внимание на то, что статус родительских комитетов в школах должен быть закреплен в законе «Об образовании». И обещала внести соответствующий законопроект, предусматривающий повышение статуса родительских комитетов, а также включение положения о родительских комитетах в уставы школ. Яровая отмечала, что сейчас в 25-й статье закона «Об образовании», которая посвящена школам, даже не упоминаются родительские комитеты. По ее мнению, такой подход является «безнадежно устаревшим и недопустимым».
Согласно исследованию, проведенному сотрудниками Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), более 95% родителей считают основным способом взаимодействия со школой традиционные родительские собрания. А многие международные исследования, в том числе и PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), отмечают позитивное воздействие родительской активности на успехи ребенка в школе. Но в российской школе традиционно родители всегда решали по большей части бытовые вопросы.
Сама школа к перспективе повышения активности родителей вне бытовых вопросов относится настороженно. Особенно если это касается вмешательства в урочную деятельность. «Родителям дай волю, и начнется диктат!» – заявили на условиях анонимности опрошенные «НГ» руководители школ и учителя. В то же время в частных школах, где активность и авторитет родителей выше, чем в государственных учебных заведениях, так как там родители платят за услуги школы, директора школ и учителя относятся снисходительно к тому, что родители вмешиваются даже в учебный процесс. «Любой каприз за родительские деньги!» – иронизируют учителя.
Что касается деятельности родительских комитетов, то большинство из родителей убеждены, что они существуют исключительно ради того, чтобы заниматься поборами, или, как их часто называют, «добровольными пожертвованиями».
Как тут не вспомнить историю 2019 года. Тогда житель из Казани написал гневный пост в одной из городских групп и прикрепил к нему опрос «Согласны ли вы с тем, что родительские комитеты – это ОПГ?». В тексте сообщения обеспокоенный родитель не просто просил, а требовал приравнять создание и участие в родительских комитетах «к созданию и участию в организованной преступной группе и наказывать всех к ней причастных в соответствии с 35-й статьей Уголовного кодекса России». В доказательство своих слов автор поста привел несколько фактов, с которыми сам столкнулся в ходе борьбы с поборами в школах. Школы начинают быть похожими на благотворительные фонды, а родители – на сектантов, писал родитель.
Любопытно, что вроде бы шуточный опрос, а собрал он тогда тысячи гневных откликов. Мнение, что родительские комитеты занимаются вымогательством денег, разделили больше половины проголосовавших под вопросом из этого поста. Автор опроса затем направил эти результаты и свое требование в комитет по образованию Госдумы и Минпросвещения РФ.
«Инициативные мамочки из РК для многих представляют собой яркий образец женщин, которые отравляют жизнь окружающим от избытка свободного времени и из-за неуемной жажды власти», – писали родителю в комментариях под постом…
Так что проблема, конечно, есть. Но скорее всего родительские комитеты были, есть и будут. И пока они продолжат решать бытовые вопросы. Например, готовится документ, согласно которому родителям будет позволено заходить в образовательные учреждения, участвовать в работе по контролю и организации горячего питания.
Напомним, президент РФ Владимир Путин предложил дать возможность родительским комитетам участвовать в контроле за качеством питания в школах. Президент выразил недоумение по поводу сложившейся ситуации, когда представителей комитетов не допускают к проверке школьного меню.