Сегодня пилотные программы трехлетнего бакалавриата организуют 12 университетов из нескольких штатов США. Фото Reuters
В США вузы разрабатывают программы трехлетнего бакалавриата. В это же время в РФ создается уникальная (как представляют ее в Минобрнауки РФ) система высшего образования, которая увеличивает сроки обучения в вузе. Реформы идут одновременно, но в разные стороны. Как и цели, и способы их решения.
Идея трехлетнего бакалавриата обсуждается в США уже более 15 лет. И это само по себе показательно. В современной России эксперименты в образовательной сфере длятся два-три года максимум. А затем чаще всего их результаты объявляются успешными. В США – по-другому…
Издание Insaide Higher Ed (IHE) рассказывает о ситуации вокруг сроков обучения на программах бакалавриата. Раньше аккредитующие организации отвергали трансформацию бакалавриата, отмечает IHE. Ситуацию изменила пандемия. Она побудила профессорско-преподавательский состав рассмотреть новые подходы, которые и открыли дверь трехлетней программы получения степени бакалавра. И сегодня комиссии по аккредитации согласны рассмотреть более короткие программы.
Среди проблем, которые заставили колледжи в США задуматься о сокращении сроков, – дороговизна бакалаврских программ и большой отсев студентов, не имеющих возможности их оплачивать. Вузы рассчитывают увеличить набор за счет более низкой стоимости трехлетки. Представители колледжей уверены в успехе инициативы. В ближайшие 10–15 лет идея трехлетнего бакалавриата будет принята всем университетским сообществом, считают они. Что опять же удивляет, если сравнивать с российскими реалиями.
Сегодня пилотные программы трехлетнего бакалавриата организуют 12 университетов из нескольких штатов США. Они по-разному видят переход на более краткий срок обучения. Например, где-то считают, что целесообразнее получить экономический эффект не за счет ускорения программ получения степени бакалавра, а за счет переработки их, чтобы уложиться в трехлетний период. А это означает сокращение количества зачетных единиц и создание плотно упакованной учебной программы.
Эксперты задаются вопросом: будет ли выпускникам достаточно обучения по узкому профилю, чтобы выйти на рынок труда? Другая возможная проблема – неизбежное сокращение числа преподавателей, потому что программы станут короче и учебных часов будет меньше. В связи с этим некоторые высшие учебные заведения предлагают сократить факультативные курсы.
В России тоже идут эксперименты. И уже в этом сентябре апробирование новой системы высшего образования начато в шести ведущих российских вузах. Новая система высшего образования включает в себя три уровня: базовое высшее (от четырех до шести лет – в зависимости от направления, специализации, будущей профессии и т.д.); специализированное высшее – магистратура (от одного года до трех лет).
Участники «пилота» – Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Повсеместный переход на новую систему высшего образования в России запланирован уже на 2025 год. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявляет, что ключевыми будут 2023–2024 годы. В 2026-м процесс перестройки системы завершается. А массовый переход случится в 2025 году.
Цель этого перехода, как было заявлено, – новая национальная система высшего образования будет выпускать не только фундаментально подготовленных специалистов, но и творцов. Как заявил на парламентских слушаниях в Госдуме, презентуя проект, Валерий Фальков, ключевым моментом в системе образования станет направленность на развитие в интересах страны, на достижение национальных целей. Стране нужен технологический суверенитет.
В отличие от некоторых ректоров вузов, которые настроены скептически в отношении бакалавриата, Валерий Фальков более уклончив в прогнозе его будущего. Он, в частности, говорит, что плодотворнее будет уйти «в сторону обсуждения гибкости сроков обучения». Нужен баланс между фундаментальностью и применимостью знаний. При этом одна и та же программа, по мнению министра, может быть реализована в разные сроки. Все в этом случае будет зависеть от характера профессиональной деятельности выпускника.
Но о трехлетнем сроке бакалавриата в РФ пока разговор не идет. Есть один важный аспект, который часто упускают из виду при разговоре на эту тему. Нелишне напомнить, что российские дети учатся 11 лет, а не 12, как их зарубежные сверстники. Этот «недополученный» год как раз и компенсируется увеличением срока обучения в бакалавриате. То есть мы всего лишь достигаем паритета с американцами.