0
9244
Газета Образование Интернет-версия

08.11.2023 18:24:00

Нейросети постепенно перехватывают выполнение домашних заданий

Минцифры надеется быстро внедрить технологические новшества в учебный процесс, а население сопротивляется

Тэги: образование, технологические новшества, нейросети, ии, минцифры, школа, домашнее задание, проверка, учитель


образование, технологические новшества, нейросети, ии, минцифры, школа, домашнее задание, проверка, учитель Сначала родители пытаются разобраться с домашним заданием своих детей сами, потом обращаются к репетиторам. Фото PhotoXPress.ru

Сразу две инициативы захватили медийное поле на этой и прошлой неделе. И обе и косвенно, и напрямую касаются проверки домашнего задания школьников. Если в прошлом году возникали дискуссии по поводу отмены его вообще, то сегодня речь идет всего лишь о том, как снизить нагрузку на детей, а заодно и на учителей. В частности, делаются попытки директивно установить время подготовки к урокам дома. А также автоматизировать проверку домашних заданий учителями.

Заместитель главы Минцифры РФ Олег Качанов сообщил, что автоматическая проверка домашних заданий может быть включена в требования к новому типовому решению в сфере образования. При этом в пресс-службе Минцифры сразу после этого сообщения уточнили, что о переходе на полностью автоматическую проверку речь не идет.

Реакция на это заявление показала, что единодушия в решении по этому вопросу нет. Согласно опросу, проведенному аналитическим центром университета «Синергия», только треть россиян предлагают полностью освободить учителей от ручной проверки домашних заданий. Чуть более половины считают, что можно освободить учителей от этой работы частично, а 17% согласны с тем, что задания школьников не должны проверяться автоматически.

Примерно 51% опрошенных предполагают, что такую инициативу стоит реализовать для того, чтобы учителя могли сосредоточиться на других аспектах образовательного процесса и на воспитательной работе.

Треть уверена, что так педагогам не придется работать сверхурочно, поскольку многие проверяют «домашку» после окончания рабочего дня. По мнению 23% респондентов, автоматизация необходима для того, чтобы знания проверялись объективно, вне зависимости от отношения учителя к ученику.

Противники технологического подхода отмечают, что «ручная» проверка домашнего задания помогает учителям оценить прогресс школьников и обнаружить их слабые места. Поэтому учителей нельзя освобождать от этой обязанности. А 36% людей считают, что реализация инициативы проблематична, поскольку не у всех жителей России имеются необходимые технические возможности, в том числе компьютеры и бесперебойный доступ к интернету. И большинство респондентов (45%) заявили, что автоматически легко можно проверить только простые задания и затруднительно – более сложные.

Что касается инициативы по регламентации времени выполнения домашнего задания, то здесь Институт стратегии развития образования по поручению Министерства просвещения РФ разработал новые «Методические рекомендации по организации домашней работы обучающихся образовательных организаций». Среди прочего в них даны нормы по выполнению домашней работы. Так, в 1-м классе методисты допускают наличие заданий на дом, но подчеркивают, что они должны занимать не более часа в день (включая организацию их процесса).

Во 2–3-м классах уроки должны занимать не более полутора часов в день, в 4–5-м классах – не более двух часов, в 6–8-м классах – не более двух с половиной часов, в 9–11-м классах – не более трех с половиной часов. И еще... «В начальной школе и в 5–6-м классах основной школы домашние задания на выходные не задаются. В 7–11-м классах допустимы домашние задания на выходные дни, направленные на повторение и систематизацию полученных знаний, в объеме, не превышающем 1/2 установленных СанПиНом норм (см. п. 3.10)», – говорится в методичке.

Если кого и успокоят эти нормы, то скорее всего самих разработчиков. Кто хоть раз делал со школьниками домашнее задание, тот отлично понимает, что сначала родитель разбирается с заданием сам (сегодня совершенно иные методики обучения), потом «берет помощь друга» (как правило, репетитора). Общими усилиями взрослые помогают ученику младшей школы решить задание.

Конечно, есть и такие ученики, которым вообще помощь родителей не нужна. Но это, как правило, небольшой процент из всего класса. В старшей школе обычно ученики делают задания «через раз».

Еще одно важное нововведение касается выполнения домашней работы во время нахождения ребенка на больничном. В период отсутствия в школе по причине болезни домашние задания обучающимися могут не выполняться. Кто хоть немного знаком со спецификой школьного материала, тот понимает, что в школьных знаниях важна системность. То есть если выпал из процесса обучения у школьника какой-то параграф, изучать далее материал ему будет затруднительно. И, возможно, целесообразнее было бы организовать помощь школьнику с освоением пропущенного материала.

Кстати, сегодня у школьников появился сильный помощник. И это не учитель, а нейросети, искусственный интеллект. ИИ решает задания по истории на 60 баллов. А по математике результаты даже лучше. И эксперты боятся в связи с этим, что дети по мере развития технологии чат-ботов вообще перестанут учиться.

Депутаты Госдумы РФ направили обращение в Минпросвещения РФ с просьбой изменить подход к домашним заданиям. Они считают необходимым убрать из нейросетей ответы на школьные задания по литературе и других школьных предметов, а также ограничить выдачу уникальных пересказов. Дискуссии вокруг «домашки» продолжаются. 


Читайте также


Прекращение огня в Ливане дает шанс ХАМАС

Прекращение огня в Ливане дает шанс ХАМАС

Игорь Субботин

Израиль и "Хезболла" согласились отложить оружие

0
1556
Немецкие эксперты диагностируют кризис

Немецкие эксперты диагностируют кризис

Олег Никифоров

Экономика Германии загнана в тупик, из которого самостоятельно выбраться не сможет

0
1295
Технологический прорыв без математики невозможен

Технологический прорыв без математики невозможен

Наталья Савицкая

Правительство задумалось о качестве преподавания одного из основных школьных предметов

0
1528
Будущее образования – быстрые и пластичные форматы взаимодействия

Будущее образования – быстрые и пластичные форматы взаимодействия

Антон Зверев

Отказываясь развивать аспирантуру, общество стреляет себе в ногу

0
1439

Другие новости