Министр просвещения РФ Сергей Кравцов ищет действенные способы избавить учителей от чрезмерного давления родителей учеников. Фото фонда «Росконгресс»
В российских школах появятся комиссии по защите авторитета учителей, сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. И пояснил, что это поможет решить проблемы педагогов с зарплатой, давлением со стороны учеников и родителей. В такие комиссии смогут при необходимости обратиться и родители напрямую. «Важно, чтобы было объективное рассмотрение вопросов, которые возникают», – пояснил министр.
Почему-то сразу вспоминаются сцены товарищеских судов из советского прошлого. Это действительно был достаточно сильный дисциплинарный рычаг, который воздействовал на совесть мелких правонарушителей. Другое дело, что работал он чаще всего грубо и топорно.
А вот что за комиссии могут быть сегодня? Из психологов? Наставников-учителей? С привлечением родителей? В общем, а судьи кто? Пока ответа на этот вопрос нет. Концепция еще только прорабатывается.
Буквально несколько дней назад, словно в подтверждение необходимости принятия хоть каких-то мер, произошел вопиющий случай в подмосковном поселке Деденево. Там учительница подралась с мамой шестиклассницы. Запись увидели тысячи пользователей интернета. Поэтому не отреагировать на это сложно.
Судя по всему, педагог пригласила маму ученицы для беседы в школу. Мама пришла туда (почему-то) вместе со старшей дочерью. Мама сообщает позже на камеру, что учительница имела долгое время претензии к ее дочери. В итоге общение не случилось, и по неясным причинам все переросло в потасовку.
Смотреть по видео, как две взрослые женщины и юная девушка таскают друг друга за волосы, девушка при этом смачно матерится и грозится «убить за мать» – зрелище не для слабонервных. Причем по записи можно видеть, что учительница могла спокойно прекратить этот назревающий конфликт. Но она предпочла другой способ разрешения проблемы. Заявления в полицию написали позже обе участницы конфликта. Теперь прокуратура проверяет школу в Деденево.
Что ж, налицо серьезные проблемы российской школы. Причем не только по содержанию учебного процесса, но и по его психологическому и социальному сопровождению. И одна из самых сложных и пока неразрешимых проблем – эмоциональное выгорание педагогов. На сайте Российской академии образования (РАО) выложен ряд лекций доктора психологических наук, профессора Татьяны Тихомировой про эту болезнь учительства.
Не надо думать, что проблема касается только нашей страны. Она есть во всех странах. Недаром с 1922 года этот синдром эмоционального выгорания (СЭВ) включен в перечень заболеваний. Напомним также, что синдрому подвержены специалисты, работа которых предполагает постоянное глубокое взаимодействие с людьми. В группе риска находятся врачи, психологи, преподаватели, социальные работники, спасатели, служащие правоохранительных органов. Распространенность СЭВ среди таких специалистов достигает 80–90%. И чаще всего выявляется у работников, стаж которых превышает 10 лет. Существует еще и гендерная предрасположенность к синдрому: в числе больных преобладают женщины.
Профессиональное выгорание, объясняет Татьяна Тихомирова, это часть эмоционального выгорания, связанного исключительно с работой. И это не что иное, как реакция на стресс. Выгорание наступает в результате длительного накапливания отрицательных эмоций без конструктивного выхода из них и грамотного освобождения от негативных переживаний.
«Долгое время хожу на работу как из-под палки», «ничего не радует», «все раздражает: и дети, и коллеги» – вот лишь некоторые фразы, которые произносят педагоги в случае профессионального выгорания. При этом учитель испытывает не проходящую в течение дня усталость, сильную утомляемость, случаются и множественные нарушения сна. Учителя не покидает беспокойство и ожидание того, что вот сейчас что-то пойдет не так. Для таких педагогов свойственна, кстати, общая негативная оценка предстоящих мероприятий по развитию профессиональных качеств: «Зачем стараться что-то делать? Все равно ничего не изменится. Все равно это никому не надо!»
Педагог как будто «застревает» на выполнении самых простых задач, не в силах разрешить их. И то, что работа становится для учителя обузой, чувствуют хорошо только ученики, напоминает Татьяна Тихомирова. Для остальных это остается не так заметно. Как раз этот момент может восприниматься родителями как личное отношение к школьнику. Отсюда и основные конфликты в школе, считает Тихомирова.
Профессор напоминает, что исследования специалистов подтверждают тенденцию ухудшения данной ситуации. Уже до 30% педагогов в РФ испытывают состояние профессионального выгорания.