Все чаще в обществе поднимается вопрос об униформе для учителей. Фото агентства «Москва»
Глава Роскачества Максим Протасов сообщил, что ГОСТ на школьную форму будет утвержден в 2024 году и вступит в силу с середины 2025 года. Он подчеркнул, что ГОСТ не будет определять ассортимент, вид, цвет или дизайн одежды для школы. В нем будут исключительно требования, касающиеся безопасности и потребительских свойств продукции.
«Нам нужно, чтобы форма была гигроскопична, воздухопроницаема, износоустойчива, а ткани не были бы покрашены токсичной краской. А какого она будет цвета, фасона, размера – это решат школа и родительский комитет», – отметил Максим Протасов. По его словам, исследование Роскачества показало, что сейчас большая часть товара под названием «школьная форма» – на самом деле скорее «космический скафандр»: она не дышит и не пропускает влагу.
Впрочем, все чаще встает вопрос не только о школьной форме для учеников, но и об униформе для учителей. А где-то это уже внедряют. Несколько школ в Петербурге ввели корпоративный стандарт одежды для учителей. Свои варианты представили 12 образовательных учреждений. Идею о форме для учителей год назад обсуждали на общегородском педсовете с участием губернатора Санкт-Петербурга. И учителям пообещали выдавать сертификаты на покупку такой одежды. Однако единый стандарт одежды для учителей в Петербурге так и не был принят.
Надо отметить, что учителя довольно остро реагируют на сообщение о введении единой формы. И есть отчего. Стоит взглянуть на эти «сиротские» платья. А на одной фотографии и вовсе запечатлены учителя в одинаковых жилетках, очень смахивающих на форму дорожных рабочих. Попытки обрядить учителей в однотонную темную одежду вызывают нервную реакцию. «Униформа для учителя будет для меня последней каплей...», «Я не хочу ходить в том же, в чем ходят все», «Я не могу ходить в серых вещах. Я – молодой учитель, люблю краски в одежде, чтобы радовать детей в эти серые дни», – сообщают педагоги на своих интернет-форумах.
Вместе с тем есть ряд исследований и экспериментов, опытным путем доказывающих, что дорогая одежда и другие аксессуары действительно повышают значимость человека в глазах окружающих. В Нью-Йоркском университете провели интересное социологическое исследование. Статья с результатами этого исследования была опубликована в журнале Nature human behaviour в декабре 2019 года. В экспериментах участникам давали и дополнительную информацию о состоятельности человека. Но... Когда после показа изображений респондентов просили оценить компетентность человека на фотографии по шкале от 1 до 9, то оказалось, что вне зависимости от прочих условий участники всегда существенно выше оценивали людей, на которых была более дорогая одежда.
Этот эффект сохранился даже в том случае, когда изображение показывали в течение минимального времени – 129 миллисекунд. По мнению ученых, этого не хватит, чтобы рассмотреть лицо человека на изображении, но достаточно, чтобы оценить его одежду.
В одном из экспериментов вместо одного изображения 64 участникам показывали два: в каждой паре использовались изображения людей, которых в предыдущих экспериментах оценивали примерно одинаково компетентными, но в разной одежде. Выяснилось, что в 69% случаев люди все равно считали более компетентным того, на ком была надета более статусная одежда.
Исследователи сделали вывод, что внешний вид человека существенно влияет на его компетентность как специалиста в глазах окружающих. Более того, такая одежда оказывает влияние на имидж буквально мгновенно. Специалисты уверяют, что одежда создает определенный тип мышления у людей, задает тон мыслительному процессу и поведению.
А вот исследователи Колумбийского университета провели не менее показательный эксперимент. В толпу людей ввели человека в строгом костюме, затем в модной яркой одежде. Как только окружающие увидели строгий костюм, их мышление стало конкретным, четким и логичным. Специалисты даже дали определение этому типу мышления: человек обретает способность делать четкие логичные выводы из предлагаемых обстоятельств, в то время как яркая модная одежда заставляет мозг отвлекаться и делать совершенно ненужные выводы, которые никак не помогут решить ситуацию.
Что же касается детей, то здесь замечено следующее. Ученые исследовательского Университета Огайо и Университета Пенсильвании (статья в журнале Early Childhood Research Quarterly) установили, что ношение школьной формы не оказывает никакого позитивного влияния ни на поведение учащихся, ни на посещаемость занятий. Но... Установлено, что в школах, где униформа была обязательной, дети гораздо меньше чувствовали свою причастность к учебному заведению и реже признавались, что в ходе учебы у них возникало чувство единения и кооперации с преподавателями.
Кстати, год назад ВЦИОМ проводил опросы родителей, и выяснилось, что большинству опрошенных идея обязательной школьной формы нравится. За нее больше выступают родители школьников средних классов – от 5-го до 8-го (77% и 81% соответственно), а также мамы (82%), возрастные отцы с матерями (86%) и проживающие в крупных городах.