Троечники зачастую – это тихие, стеснительные и необщительные дети. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Мифы о том, что известные люди, достигшие больших успехов в жизни, в школе учились на тройки, заполонили интернет. Даже президента Владимира Путина во время декабрьской «Прямой линии» мальчик Артем 10 лет спросил: «Правда, что вы до 6-го класса учились на тройки?» Так что мифы про успешных троечников по-прежнему живучи...
Опросы показали, что в России 17,6% неуспешных учеников (надо полагать, сюда входят и троечники), 77,7% хорошистов и 4,7% отличников (по данным 28-го выпуска информационного «Мониторинга экономики образования» НИУ ВШЭ).
Чаще всего трудности с учебой бывают у детей, живущих в малых городах с численностью населения менее 100 тыс. человек и в сельской местности. Факторы, с которыми связывают неуспешность школьников, выглядят так: социально-экономическое положение семей, образование родителей и вовлеченность детей в дополнительное образование. В числе отстающих чаще всего оказываются дети из семей с низким социально-экономическим статусом. Ученые также отметили, что на успешности (неуспешности) сказывается уровень образования взрослых членов семьи. И неуспешных детей почему-то больше всего среди тех, кто не посещает какие-либо кружки и секции.
В старших классах численность неуспевающих детей резко сокращается. Девятиклассники со слабой мотивацией просто не идут в 10-й класс, а уходят в учебные заведения среднего профессионального образования. Кстати, половина родителей, вне зависимости от успеваемости их детей, считают, что школы в троечниках не заинтересованы. А треть и вовсе заявили, что учебные заведения стараются избавиться от детей, которые не справляются с программой или нарушают дисциплину.
Смелое утверждение по поводу работы нашей системы образования в связи с троечниками сделали профессор Уральского федерального госуниверситета им. Б.Н. Ельцина Гарольд Зборовский и его коллега профессор Полина Амбарова. В интернет-издании «Правмир» они заявили, что «российская система образования не работает со слабыми учениками: ей финансово выгоднее имитировать успешность, чем действительно преодолевать неуспешность».
Но учителя с подобными утверждениями не соглашаются. В феврале прошлого года образовательная компания Maximum Education провела опрос среди тысячи учителей из разных регионов страны. Педагогов попросили назвать количество слабых учеников в их классах и поделиться мнением о причинах неуспеваемости. Большинство указало причины, не связанные со своей работой: отсутствие мотивации у самих детей (50%), социальный фактор (24%), особенности развития детей (18%).
Что ж, возможно, они и правы. Троечники – очень разнообразная по составу аудитория. Среди них есть и те, кто имеет наряду с тройками даже пятерки по отдельным предметам. Они просто выбрали себе дисциплины, где выкладываются полностью, а на остальные не тратят времени.
Другая категория – те, кого в народе называют «тихие троечники». Это, как правило, ребята, которым нелегко дается учеба. Обычно это тихие, стеснительные и необщительные дети. Как ни странно, много среди троечников и «организаторов». Много троечников среди спортсменов. Тоже понятно почему. И совсем уж понятно, почему среди троечников нередко оказываются заброшенные дети из асоциальных семей.
Куда поступают троечники? В 2006 году компания Romir Monitoring проводила исследования с целью сопоставить школьную успеваемость и карьерные достижения россиян. Опросы проходили в семи федеральных округах, 45 субъектах Российской Федерации, опрошено около 1500 человек старше 18 лет. Выяснилось, что среди топ-менеджеров большинство составляют хорошисты (56%) и... одинаковое количество бывших отличников и троечников (по 22%).
Вузы в те годы страдали недобором на технические специальности и снижали баллы. Ситуация побудила к возобновлению острой дискуссии в СМИ на тему «Что делать с троечниками, выбравшими направление подготовки «Авиационная и ракетно-космическая техника»?». Ситуацию с невысокими баллами по техническим дисциплинам до сих пор выправляют в региональных университетах.
Очень резкое заявление сделал в прошлом году о троечниках академик РАН Роберт Нигматулин: «Троечники – это самое страшное зло. Они губят страну. Двоечник – не так страшно. Его сразу отчислили, он ушел. А троечник – туда-сюда, как в болоте. Потом он выпустился, где-то работает. Как он работает? Так же, как учился...».
Заметим все же, что, например, Владимир Набоков об этой категории учащихся отзывался так: «Великое братство троечников, этот хребет нации…» Ни больше, ни меньше.