0
7798
Газета Образование Интернет-версия

27.12.2023 19:37:00

Странные игры заорганизованных детей

Чем опасен чрезмерно структурированный и регламентированный досуг подрастающего поколения

Тэги: исследование, савенков, дворовая детская субкультура, живое общение, детские игры, дворовые игры, воспитательный потенциал


исследование, савенков, дворовая детская субкультура, живое общение, детские игры, дворовые игры, воспитательный потенциал Если раньше дети играли во дворах в рыцарей, то сегодня – в «зомби-заражение» и «стоп-земля». Фото РИА Новости

В свое время детские дворовые игры помогали усваивать жизненные нормы в непринужденной обстановке, вырабатывать стрессоустойчивость, формировать самоидентичность. Сегодня ситуация радикально изменилась, и это тревожно, считает доктор педагогических и психологических наук, профессор Александр Савенков.

Дворовой детской субкультуре в современной России и ее влиянию на детей посвящено большое исследование профессора Савенкова. Анализ ученого показал, что в прошлом дворовые сообщества детей разных возрастов играли ключевую роль в социализации подрастающего поколения. Сегодня поводов для тревожности много, но есть среди них ключевые.

Первое, на что обращает внимание исследователь, – это резкое сокращение живого общения. Если вы зайдете в любой двор в городе, то вы увидите, что школьников там нет. Они либо за уроками, либо на занятиях в каком-то кружке, секции. В летнее время – на даче, либо на отдыхе с родителями, либо в детском лагере. Второе – это вездесущие гаджеты. И третье «отягчающее» обстоятельство – детские площадки теперь больше похожи на тренажеры и не способствуют совместному времяпровождению детей и взрослых. Эти «тренажеры» зачастую повторяют взрослый спортзал и совсем не ориентированы на коммуникацию.

Из-за этого, считает Александр Савенков, детские игры постепенно утрачивают свою воспитательную и развивающую функцию.

Раньше дворовые игры, по мнению исследователя, были важной частью детской социализации: они помогали усвоить нормы конкретного сообщества, вырабатывали стрессоустойчивость и формировали самоидентичность. Детская субкультура, включающая разнообразные игры, фольклор, особые нормы и правила поведения, традиционно формировалась во дворах.

Действительно, спроси любого взрослого человека, чье детство и подростковый период пришлись на советское время, и тут же всплывут в памяти: «Колечко, колечко, выйди на крылечко», «Я садовником родился, не на шутку рассердился». В «колечко», кстати, играли и девочки, и мальчики. Вспомните «казаков-разбойников» и команды игроков, которые выбегали за пределы своего двора и носились чуть ли не по всему району, идя по следам «противника».

Как считает Александр Савенков, хороша была эта детская субкультура или плоха, но именно через нее дети узнавали о том, что такое хорошо, что такое плохо, узнавали, что такое предательство, что такое дружба. Ребенку нужно давать исследовать окружающий мир.

Было бы неправильным сказать, что дети сегодня не играют на площадках вовсе. Они играют. В теплое время во многих дворах школьники играют, например, в «зомби-заражение» и «стоп-земля». Это нечто, напоминающее игру в прежние «салки» и «замороженный», но уже, как видите, с другим подтекстом. «Современные дети играют не меньше своих предшественников, – считает Александр Савенков. – Но их игры сильно изменились и стали мало похожи на те, в которые играли мы сами в детстве».

Однако реальная проблема, по мнению исследователя, заключается в другом – в постепенной деформации и вырождении уникального социокультурного феномена под названием «детская субкультура». А вместе с ней утрачивается воспитательный и развивающий потенциал детских игр и неформального общения.

Александр Савенков в своей работе проследил эволюцию детской субкультуры от эпохи «дикого капитализма» до наших дней. И сделал вывод, что в прошлом дворовые сообщества детей разных возрастов играли ключевую роль в их социализации. Сегодня родители опасаются за безопасность своих чад и стараются минимизировать их самостоятельную активность. «Обезопасьте его и дайте возможность этот мир изучать», – делает вывод ученый.

В итоге досуг детей становится чрезмерно структурированным и регламентированным. Но, несмотря на эти изменения, дворовая субкультура продолжает играть важную роль в развитии детей, помогая им интегрироваться в сообщество и удовлетворять их потребности в признании и социальной идентификации. Ключевые элементы этой субкультуры, включая игры, лексику и юмор, хоть и претерпели изменения, по-прежнему остаются важными для детского восприятия мира.

Александр Савенков призывает кардинально пересмотреть, в частности, сложившиеся в мегаполисах подходы, чтобы вернуть детям возможности для самостоятельной творческой активности и неформального общения во дворах. Это необходимо для возрождения уникальной отечественной традиции детской субкультуры и реализации ее колоссального развивающего и воспитательного потенциала.


Читайте также


Сверхбогатые россияне страдают от неравенства так же, как и население в целом

Сверхбогатые россияне страдают от неравенства так же, как и население в целом

Михаил Сергеев

За время спецоперации число миллиардеров выросло на 40%, несмотря на отказы от гражданства РФ

0
4651
Люди критикуют институты демократии, но не хотят от них отказываться

Люди критикуют институты демократии, но не хотят от них отказываться

Данила Моисеев

Правительством и судами недовольны даже в самых развитых странах мира

0
3096
Эхо "Крокуса": мужчинам тоже нужна психологическая помощь

Эхо "Крокуса": мужчинам тоже нужна психологическая помощь

Наталия Щанкина

Из-за культурных стереотипов и общественных установок многие страдают, но не обращаются к специалистам

0
3869
Учить или заниматься исследованиями

Учить или заниматься исследованиями

Елена Герасимова

Элитные и элитарные вузы – это близкие понятия, но не одно и то же

0
5642

Другие новости