Сегодня ЕГЭ полностью устраивает тех, кто выпускает всевозможные методички и справочные материалы. Фото РИА Новости
Участие школьников из многодетных и малоимущих семей в сдаче единого госэкзамена должно быть сугубо добровольным. Такое предложение обнародовал в своем Telegram-канале председатель партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов. Политик заявил о намерении обратиться с такой инициативой в правительство России.
Комментаторы уже поспешили обвинить Сергея Миронова в создании информационного шума. Дескать, политик и сам хорошо понимает, что на это никто не пойдет. Действительно, Сергей Миронов является последовательным противником ЕГЭ на протяжении уже долгого периода. И сегодняшнее предложение вполне укладывается в рамки заявленного им курса на постепенный отказ от ЕГЭ.
Тем более что некоторое время назад Рособрнадзор предложил правительству дать возможность школьникам из ЛДНР поступать в российские вузы без сдачи ЕГЭ, открыв тем самым шлюзы для действий в этом направлении. «Предложение правильное, но недостаточное. Непонятно, почему российские школьники и вся наша система образования должны дальше страдать из-за ЕГЭ, – тут же отреагировал на этот шаг Сергей Миронов. – Единый госэкзамен в России надо отменить, как и двухуровневую систему высшего образования, и все остальные западные нововведения. Тем более на фоне санкций и того отношения, которое демонстрирует Запад сейчас».
Претензий к ЕГЭ у Сергея Миронова много. По его мнению, этот экзамен «не облегчил нашим школьникам поступление в вузы, как обещалось, наоборот, снизил качество и доступность образования. ЕГЭ – одна из главных причин коммерциализации отрасли. Родители выпускников выбирают – платить репетиторам, чтобы сдать ЕГЭ, или платить за колледж, чтобы его не сдавать... Нужно возвращаться к полностью бесплатной советской системе образования, показавшей себя лучшей в мире, и чем скорее, тем лучше».
Не совсем понятно, что имеет в виду Сергей Миронов. Во времена СССР высшее образование (и даже старшие классы школы) тоже не всегда было бесплатным. Например, постановлением правительства от 26 октября 1940 года «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий» в СССР была введена общеобязательная плата за обучение для всех учащихся вузов, 8–10-х классов средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. Отменили это решение только в 1965 году. Продиктована данная мера была государственной необходимостью.
В 1940 году почти одновременно с первым вышел другой указ «О государственных трудовых резервах СССР». Уже в первый год после него более 800 тыс. молодых людей призвали в училища и школы фабрично-заводского обучения. Выпускники этих школ получали направления на предприятия, где обязаны были проработать четыре года.
В 1960-е годы образовательный ценз молодежи повысили, ввели обязательное восьмилетнее образование. И отменили плату за обучение в старших классах. Но в вузах все осталось по-прежнему.
По сути, та система, по которой так ностальгирует Сергей Миронов, – это поздние брежневские времена. Но… Вузов в те времена было значительно меньше, чем сегодня. Директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Татьяна Клячко, выступая на одном из семинаров в Институте образования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), привела такие статистические данные: в 1970–1980-е годы в вузы поступало 7,5–10% от всех детей, пришедших в первый класс.
Так что надо еще задуматься, кого бы сегодня обрадовало сообщение о том, что РФ возвращается к прежней системе советского образования. И что в вузах отныне будут учиться только самые подготовленные, примерно 7,5–10%. Это вызвало бы скорее всего шок в обществе.
Что касается ЕГЭ, то сейчас от этой системы выигрывают в первую очередь сами чиновники. Они получают возможность регулирования, надзора за экзаменом, фактического и формального. Выигрывают и все те, кто обслуживает ЕГЭ, выпуская всевозможные методички и справочные материалы. В выигрыше те учителя, кто привык действовать по указке сверху. Ведь почти два года в старшей школе им не надо ничего изобретать на уроке, а достаточно гонять школьников по материалам подготовки к ЕГЭ. Выигрывают и учителя сильных школ: им еще и полагаются разные бонусы за успешных учеников. Выгодно все это и большинству абитуриентов.
Думается, что все это видят и понимают те, кто ратует за отмену ЕГЭ. Поэтому целенаправленно взят курс на размывание госэкзамена. Но надо понимать, что даже в случае возврата к прежней системе экзаменов они уже не будут прежними, как во времена СССР. Скорее всего в результате ЕГЭ будет распределительным: «Вы от кого идете?» – «От целевиков». – «Проходите! А вы от кого?» – «От многодетных…» – «Проходите! А вы?» – «Я – от мастеров спорта». – «Проходите! А вы?» – «А я от себя…» – «Ну я даже не знаю, что с вами делать».