0
9865
Газета Образование Интернет-версия

06.03.2024 18:09:00

Почему не надо спешить с обучением малышей чтению

Занимаясь этим самостоятельно, родители могут наделать много ошибок

Тэги: дети, интеллектуальное развитие, раннее обучение чтению, методика, дислекция


дети, интеллектуальное развитие, раннее обучение чтению, методика, дислекция Чтение – сложнейший когнитивный процесс, поэтому его не надо форсировать. Фото Игоря Акимова/PhotoXPress.ru

Обучение чтению – один из самых понятных и приметных для родителя показателей интеллектуального развития детей. Поэтому когда молодая мама слышит, что дети ее знакомых читают с двух, трех, пяти лет, она, имеющая нечитающего малыша, начинает нервничать. Но любой специалист скажет, что готовность к чтению у всех детей происходит в свое время.

Есть одна известная фраза исследователя функций мозга, невролога Олега Ефимова, по поводу раннего приучения к чтению, которую, похоже, стоит повторять почаще: «К семи годам ребенок, рано научившийся читать, как правило, ничем не отличается от ровесников, которые начали читать в шесть лет. Но то, что ребенок в два года мало двигается, может стать препятствием для развития интеллекта. Последствия дефицита движения могут долго оставаться незамеченными, вернее, на них обычно никто не обращает внимания. Когда у ребенка в 10–12 лет возникнут проблемы с учебой, уже никто не вспомнит о том, что в два-три года ребенок мало двигался». Так что всему свое время.

Начиная обучение чтению с двух лет или ранее, считают психологи, можно добиться только механического повтора звуков. Чтобы ребенок включился в процесс чтения, ему нужно иметь достаточный словарный запас, способность на слух различать разные звуки, хорошую ориентацию. Например, он должен различать «право – лево», «верх – низ».

Озабоченные темой раннего чтения родители, вдруг решают, что обучить этому «нехитрому навыку» они могут сами. И вот здесь их подстерегает опасность. Самая распространенная ошибка – родитель начинает обучению с изучения алфавита. Знакомая воспитательница сказала об этом так: «Я с ужасом смотрю, когда родители начинают учить ребенка читать: «Это буква эм». Что они делают? Он так и будет потом читать вместо «ма» «эма». В детском сознании буква и звук должны соответствовать друг другу».

Забавно, но родители, совершая все эти действия, даже не подозревают о том, что повторяют эволюционный путь обучения чтению в России. Всего лишь 100 с небольшим лет назад детей обучали чтению... три-четыре года. Да, да. Сегодня методика позволяет обучать чтению за четыре месяца.

Учили тогда буквослагательным методом (буквенный синтетический метод). Он более 300 лет был ведущим в отечественной методике обучения чтению. Пример такого метода знаком нам по произведению Горького «Детство». Там дед учил юного писателя читать, заставляя повторять буквы церковнославянского алфавита. Вот как Горький описывал это: «Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» – на сутулого Григория, «я» – на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд, и в разбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я вспотел и кричал во все горло».

Обучение по этому методу проходило в несколько этапов. На первом дети заучивали названия букв («аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро», «земля»), повторяя за преподавателем. Учили и повторяли долго. В учебниках буквы размещали в прямом порядке (от буквы «аз» до «ижицы»), а затем в обратном. Считалось, что ученик сможет перейти к следующей ступени обучения чтению, если он назовет все буквы в прямом порядке и в обратном, а также верно сможет определить любую букву, предложенную учителем.

Затем из букв начинали собирать слоги. Читали так: «буки» да «аз» получается «ба». Сначала заучивали двухбуквенные слоги, потом трехбуквенные и редкие четырехбуквенные. Как посчитали современные лингвисты, таким образом дети зазубривали более 400 слогов.

Третий этап заключался в чтении целых слов. Учащиеся сначала называли каждую букву, затем слог, а затем, прочитав подобным образом все слоги, называли слово целиком. На последнем этапе обучения чтению позволялось уже читать «по верхам», то есть читать целые слова без разделения их на слоги и буквы. На третьем году обучения лучшие ученики доходили до письма...

Сегодня учат по-другому. Продвинутым родителям наиболее известны такие методики обучения чтению с раннего возраста, как звуковой (фонетический) метод, по методу Зайцева (кубики), по карточкам Домана, по методу Марии Монтессори, методика Соболевой.

Все эти методики имеют свои плюсы и минусы. О них много написано. И родителям, все-таки решившимся на раннюю подготовку ребенка к чтению, лучше с ними ознакомиться.

Чтение – сложнейший когнитивный процесс, напоминают специалисты. Поэтому здесь не надо ничего форсировать. Например, заставлять малолетнюю кроху читать, если он этого не хочет. Он может так вообще потерять интерес к чтению в будущем. В процессе чтения задействованы многие структуры головного мозга. И нарушение работы любой из них может привести к дислексии.

Известный ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская, год назад в интервью «НГ», отметила, что сегодня стало больше детей с дислексией. Наш мозг состоит из левого и правого полушарий. Левое отвечает за логику, язык, речь, чтение, числа, последовательность, рациональность. А правое – за воображение, интуицию, чувства, образы и пространственное мышление. У дислектиков более активны правое полушарие и лобная доля. И при чтении им сложнее сфокусироваться на буквах, связать их в слоги и слова и понять смысл прочитанного. Для таких детей буквы в словах выглядят как крючки и запоминаются в виде картинок.

Чтобы дислектику выучить слово и привязать к нему значение, нужно запомнить картинку из крючков в мельчайших деталях. А далее он уже угадывает, что там может быть написано. В результате чтение вызывает у ребенка дискомфорт и отнимает много сил и времени.

Но дислексия не приговор. Среди дислектиков немало гениев и выдающихся людей. Например, литературоведы уверены, что у Владимира Маяковского была дислексия: он просто не понимал, куда ставить знаки препинания. После 1916 года ему в произведениях их расставлял Осип Брик, а до знакомства с Осипом поэту помогали справиться с проблемой его друзья. Тот же Давид Бурлюк, его друг, футурист.

Дислектики очень хорошо компенсируют свой недостаток в жизни, проявляя большое усердие и успешно развивая разные качества и способности. При этом их мозг работает по-другому. Несмотря на сложности, которые ему приходилось преодолевать, Маяковский, например, потрясающе чувствовал ритм текста. 


Читайте также


Госпитальная педагогика учит жить

Госпитальная педагогика учит жить

Наталья Савицкая

Академическая реабилитация тяжелобольных детей иногда творит чудеса

0
2594
Вызывает наземный контроль

Вызывает наземный контроль

Вера Бройде

Абсолютно правдивый дневник путешествующих по Мексике и Техасу

0
3293
В Санкт-Петербурге начинается фестиваль "Арлекин"

В Санкт-Петербурге начинается фестиваль "Арлекин"

Марина Гайкович

Российские театры представят лучшие спектакли для детей и подростков

0
4823
"Индустрия ухода" превращается в прибыльную отрасль

"Индустрия ухода" превращается в прибыльную отрасль

Михаил Сергеев

Обслуживание стариков и детей способно быть коммерчески выгодным

0
3301

Другие новости