Чтение – сложнейший когнитивный процесс, поэтому его не надо форсировать. Фото Игоря Акимова/PhotoXPress.ru
Обучение чтению – один из самых понятных и приметных для родителя показателей интеллектуального развития детей. Поэтому когда молодая мама слышит, что дети ее знакомых читают с двух, трех, пяти лет, она, имеющая нечитающего малыша, начинает нервничать. Но любой специалист скажет, что готовность к чтению у всех детей происходит в свое время.
Есть одна известная фраза исследователя функций мозга, невролога Олега Ефимова, по поводу раннего приучения к чтению, которую, похоже, стоит повторять почаще: «К семи годам ребенок, рано научившийся читать, как правило, ничем не отличается от ровесников, которые начали читать в шесть лет. Но то, что ребенок в два года мало двигается, может стать препятствием для развития интеллекта. Последствия дефицита движения могут долго оставаться незамеченными, вернее, на них обычно никто не обращает внимания. Когда у ребенка в 10–12 лет возникнут проблемы с учебой, уже никто не вспомнит о том, что в два-три года ребенок мало двигался». Так что всему свое время.
Начиная обучение чтению с двух лет или ранее, считают психологи, можно добиться только механического повтора звуков. Чтобы ребенок включился в процесс чтения, ему нужно иметь достаточный словарный запас, способность на слух различать разные звуки, хорошую ориентацию. Например, он должен различать «право – лево», «верх – низ».
Озабоченные темой раннего чтения родители, вдруг решают, что обучить этому «нехитрому навыку» они могут сами. И вот здесь их подстерегает опасность. Самая распространенная ошибка – родитель начинает обучению с изучения алфавита. Знакомая воспитательница сказала об этом так: «Я с ужасом смотрю, когда родители начинают учить ребенка читать: «Это буква эм». Что они делают? Он так и будет потом читать вместо «ма» «эма». В детском сознании буква и звук должны соответствовать друг другу».
Забавно, но родители, совершая все эти действия, даже не подозревают о том, что повторяют эволюционный путь обучения чтению в России. Всего лишь 100 с небольшим лет назад детей обучали чтению... три-четыре года. Да, да. Сегодня методика позволяет обучать чтению за четыре месяца.
Учили тогда буквослагательным методом (буквенный синтетический метод). Он более 300 лет был ведущим в отечественной методике обучения чтению. Пример такого метода знаком нам по произведению Горького «Детство». Там дед учил юного писателя читать, заставляя повторять буквы церковнославянского алфавита. Вот как Горький описывал это: «Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» – на сутулого Григория, «я» – на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд, и в разбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я вспотел и кричал во все горло».
Обучение по этому методу проходило в несколько этапов. На первом дети заучивали названия букв («аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро», «земля»), повторяя за преподавателем. Учили и повторяли долго. В учебниках буквы размещали в прямом порядке (от буквы «аз» до «ижицы»), а затем в обратном. Считалось, что ученик сможет перейти к следующей ступени обучения чтению, если он назовет все буквы в прямом порядке и в обратном, а также верно сможет определить любую букву, предложенную учителем.
Затем из букв начинали собирать слоги. Читали так: «буки» да «аз» получается «ба». Сначала заучивали двухбуквенные слоги, потом трехбуквенные и редкие четырехбуквенные. Как посчитали современные лингвисты, таким образом дети зазубривали более 400 слогов.
Третий этап заключался в чтении целых слов. Учащиеся сначала называли каждую букву, затем слог, а затем, прочитав подобным образом все слоги, называли слово целиком. На последнем этапе обучения чтению позволялось уже читать «по верхам», то есть читать целые слова без разделения их на слоги и буквы. На третьем году обучения лучшие ученики доходили до письма...
Сегодня учат по-другому. Продвинутым родителям наиболее известны такие методики обучения чтению с раннего возраста, как звуковой (фонетический) метод, по методу Зайцева (кубики), по карточкам Домана, по методу Марии Монтессори, методика Соболевой.
Все эти методики имеют свои плюсы и минусы. О них много написано. И родителям, все-таки решившимся на раннюю подготовку ребенка к чтению, лучше с ними ознакомиться.
Чтение – сложнейший когнитивный процесс, напоминают специалисты. Поэтому здесь не надо ничего форсировать. Например, заставлять малолетнюю кроху читать, если он этого не хочет. Он может так вообще потерять интерес к чтению в будущем. В процессе чтения задействованы многие структуры головного мозга. И нарушение работы любой из них может привести к дислексии.
Известный ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская, год назад в интервью «НГ», отметила, что сегодня стало больше детей с дислексией. Наш мозг состоит из левого и правого полушарий. Левое отвечает за логику, язык, речь, чтение, числа, последовательность, рациональность. А правое – за воображение, интуицию, чувства, образы и пространственное мышление. У дислектиков более активны правое полушарие и лобная доля. И при чтении им сложнее сфокусироваться на буквах, связать их в слоги и слова и понять смысл прочитанного. Для таких детей буквы в словах выглядят как крючки и запоминаются в виде картинок.
Чтобы дислектику выучить слово и привязать к нему значение, нужно запомнить картинку из крючков в мельчайших деталях. А далее он уже угадывает, что там может быть написано. В результате чтение вызывает у ребенка дискомфорт и отнимает много сил и времени.
Но дислексия не приговор. Среди дислектиков немало гениев и выдающихся людей. Например, литературоведы уверены, что у Владимира Маяковского была дислексия: он просто не понимал, куда ставить знаки препинания. После 1916 года ему в произведениях их расставлял Осип Брик, а до знакомства с Осипом поэту помогали справиться с проблемой его друзья. Тот же Давид Бурлюк, его друг, футурист.
Дислектики очень хорошо компенсируют свой недостаток в жизни, проявляя большое усердие и успешно развивая разные качества и способности. При этом их мозг работает по-другому. Несмотря на сложности, которые ему приходилось преодолевать, Маяковский, например, потрясающе чувствовал ритм текста.