0
8454
Газета Образование Интернет-версия

27.03.2024 18:08:00

Студент зачастую существо одинокое

Службы психологической поддержки созданы уже в половине университетов страны

Тэги: университеты, служба психологической поддержки, психологическая помощь, студенты


университеты, служба психологической поддержки, психологическая помощь, студенты На фото Елена Брель принимает участие в круглом столе на тему: «Особенности психологического консультирования в университете», прошедшем 22 ноября 2022 года в РУТ (МИИТ). Фото сайта miit.ru

По оценкам российских исследователей, от 10 до 30% студентов высших учебных заведений нуждаются в психологической помощи. Но специалисты-психологи есть не в каждом вузе. Как работают кабинеты психологической помощи в университетах и насколько они эффективны, обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ рассказывает доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии образования Елена БРЕЛЬ.

Елена Юрьевна, как сегодня организована психологическая помощь студентам?

– Возможность получения психологической помощи в процессе обучения чаще всего связывают с системой общего среднего образования. Свое развитие она получила в начале 90-х годов. Идеолог создания психологических служб в системе школьного образования – Ирина Владимировна Дубровина, академик Российской академии образования.

А вот пристальное внимание к организации психологического сопровождения студенческой молодежи – явление буквально последних двух лет. Работу по созданию, организации деятельности и проектированию содержания курирует Департамент государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ. И если прежде наличие психологической службы в любом университете было волей ректора, то сейчас такие подразделения созданы уже более чем в половине университетов. Сегодня психологические службы работают на психологическое сопровождение не только студентов, но и преподавателей.

Количество университетов, в которых работают психологические службы, возросло во время пандемии COVID-19?

– Это постковидная история. Возможно, ковидная ситуация и оказала влияние на осознание важности эмоционального состояния студентов, но я думаю, что основная причина кроется в пристальном внимании государства к вопросам психологического здоровья молодежи.

Чаще всего, судя по имеющимся исследованиям, внимание психологических служб приковано к первокурсникам. Причина, как считается, кроется в разрыве между школой и вузом. Так ли это в реальности?

– Не следует думать, что состояние тревожности испытывают только первокурсники. Проблемы возникают, например, и у выпускников университетов, когда они переживают кризис профессионального самоопределения. Так что... за психологической помощью в университетские службы обращаются студенты с разных курсов по любым сложным для разрешения вопросам учебного или даже семейного характера.

Раз мы частично уже коснулись проблематики обращений. С какими запросами обращаются к специалистам-психологам чаще всего?

– Тематика самая разнообразная. И трудно выделить, с какими вопросами обращаются чаще. Наверное, все же с проблемами, свойственными этой возрастной категории. Ведь студенческая молодежь находится в сложной, зачастую психотравмирующей ситуации. Юноши и девушки испытывают затруднения в учебной деятельности, не могут разобраться в себе и своих чувствах, грамотно выстроить личные отношения. Это сказывается на их психоэмоциональном состоянии и, как следствие, на результатах обучения.

Многие студенты переживают чувство одиночества, что является одной из актуальных проблем современного социума. Многие решают вопросы, связанные с расставанием с родителями. У кого-то этот процесс проходит безболезненно, а у кого-то очень даже тяжело. Есть студенты, которых беспокоят суицидальные мысли, в этом случае обращение к психологу – важный шаг на пути гармонизации своего эмоционального состояния.

Бывают проблемы коммуникативного характера у студентов – представителей разных культур, поскольку в наших университетах учится молодежь из других стран. Либо наоборот: наши российские студенты обращаются к психологам по вопросам конструктивного взаимодействия с иностранцами.

В чем сложности организации психологических служб в университетах?

– В первую очередь это сложности организационного порядка. С нормативной точки зрения этот вопрос не решен. Штатное расписание, количество специалистов, распределение их обязанностей, сколько ресурсов будет выделено на это и каких – все решает сам университет.

Однако университетам сегодня легче справиться с этой работой, поскольку в нашей стране уже накоплен значительный научный и методический потенциал по вопросам реализации психологического сопровождения в системе образования.

За рубежом, где такие службы развиты, уже посчитали, что нуждаются в них примерно 8–10% от общего числа студентов вуза. У нас этот процент даже больше. Минобрнауки выяснило, что около 21% студентов первых курсов имеют ментальные проблемы и нуждаются в помощи психологов. В таком случае есть ли у ректоров понимание, что это им нужно?

– Министерство науки и высшего образования уделяет этой теме большое внимание и систематически освещает вопросы психологического сопровождения в сообществе проректоров по воспитательной и социальной работе. Мы приглашаем проректоров на программы повышения квалификации, которые пользуются у них большой популярностью. Понимание есть, что службы нужны, беспокоят те сложности, которые возникают при оценке эффективности работы таких служб. Сегодня нет точных критериев оценки, насколько служба эффективно работает. Над разработкой таких критериев оценки эффективности работают ученые Российской академии образования.

А с чем обычно обращаются за психологической помощью преподаватели? Что их беспокоит?

– Педагогическая деятельность всегда сопряжена с тяжелой психологической нагрузкой. У каждого человека разные возможности и внутренние ресурсы. Если ресурсов недостаточно, они истощены, то стоит говорить о возникновении синдрома эмоционального выгорания. Ему подвержены представители многих помогающих профессий, в том числе школьные учителя и преподаватели университетов. Симптоматика эмоционального выгорания хорошо известна моим коллегам, с ней они и работают в случае обращений в психологическую службу. Кроме того, много запросов преподавателей лежит в плоскости построения эффективной коммуникации с современными студентами.

В стране хватит специалистов для того, чтобы такая служба появилась в каждом университете?

– В нашем случае нужны те специалисты-психологи, кто умеет и готов работать с этой возрастной группой. Таких специалистов у нас много. У нас мало медицинских психологов, а они необходимы. Но и эту кадровую проблему университеты постепенно решают.

Елена Юрьевна, совет психолога молодым людям: как справиться с депрессией, вызванной терактами?

– Полагаю, что трагические события последних дней вызывают не депрессию, а острое чувство страха за свою жизнь и жизнь близких, осознание хрупкости окружающего мира. Если человек потерял своих близких, то это острое переживание горя и утраты. В случае переживания перечисленных эмоциональных состояний и осознания невозможности самостоятельно справиться с новым травмирующим опытом необходимо обратиться за профессиональной психологической помощью и поддержкой. 


Читайте также


Высшее профобразование – за два года

Высшее профобразование – за два года

Елена Герасимова

Университеты начинают апробацию экспериментальных моделей обучения

0
2464
Белоруссии нужны политически грамотные инженеры

Белоруссии нужны политически грамотные инженеры

Дмитрий Тараторин

Минск начал системную борьбу за информационную безопасность

0
3865
Профессия «исследователь»

Профессия «исследователь»

Владимир Полканов

О пользе наглядных методов изучения болезней и движущей силе химических реакций

0
15278
Кузница научной элиты

Кузница научной элиты

Владимир Полканов

Зачем новосибирские ученые поместили энергию в скорлупу

0
14944

Другие новости