У пятиклассников за год набирается около 44 оценочных работ, у семиклассников – около 68. Фото агентства «Москва»
Рособрнадзор проверит, насколько обоснованно проведение контрольных работ в школах – такое заявление сделала глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. «Вот сегодня Рособрнадзор как раз работает над тем, чтобы посмотреть, где такие работы в регионах обоснованны, а где это просто «вот давайте проведем контрольную работу, потому что вроде как по традиции уже ее проводили... а может, даже в конкретной школе решил: а давайте контрольную сделаем. Иногда спрашиваешь почему. Как-то так привыкли», – цитируют в прессе Казакову.
На основе результатов проверки, как полагает Ольга Казакова, комитет решит, нужны ли изменения в законодательстве или нет. «Все должно вести к какому-то результату, а не быть ради того, что, мол, смотрите, сколько мы контрольных провели», – считает депутат. Также она напоминает, что регионы помимо Всероссийских проверочных работ (ВПР) могут раз в год устраивать собственные контрольные, поскольку «им нужен свой срез знаний».
Вот такая ситуация: Рособрнадзор, который сам инициирует контрольные для школ, будет проверять, сколько и каких контрольных проводят подведомственные ему учебные заведения.
Конечно же, хочется сразу спросить: а знает ли Рособрнадзор случаи, когда школы не готовились бы к контрольным, спущенным им сверху? И не проводили бы «репетиции» в ожидании их? Если взять советские времена, то даже тогда к годовым контрольным учителя всегда готовили школьников специально. Поэтому упрекать школы за то, что они делают еще и «свой срез знаний», даже как-то неловко. Ведь понятно же, что учебные организации таким образом страхуются: за плохие показатели на ВПР их не похвалят.
Контрольных действительно много. И школьники, по признанию психологов, испытывают из-за них большой стресс. Особенно второклассники и ученики выпускных классов средней школы. Второклассники – потому что после безоценочного первого года обучения сразу же попадают в жернова контрольных, по результатам которых их оценивают, сравнивают и... «селекционируют». Наверное, каждый помнит свою школьную «камчатку» и ее обреченных обитателей.
Так что оценка, по меткому выражению отечественного психолога Даниила Эльконина, – это «винтовка, направленная в лоб ребенка». Сколько страха, тревоги, унижения, горьких чувств и переживаний испытывают маленькие дети, подростки и даже юноши под этим прицелом!
Нельзя сказать, чтобы школьные отметки никогда и никем не регулировались. Каждая школа может сама устанавливать форму, периодичность и порядок проведения оценочных процедур. Это право закреплено за образовательной организацией ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании» (ч. 3. п. 10). Согласно закону, у пятиклассника за год набегает около 44 оценочных работ, а у семиклассника – около 68. То есть примерно две-три контрольные в неделю...
Правила выставления школьных отметок, конечно, тоже есть. Но практически всегда в какой-то степени учителя манкировали ими. Здесь можно привести примеры из жизни замечательных педагогов, когда двоечнику за старание ставили положительную оценку в качестве поощрения. Но можно вспомнить и ситуации, когда исполнению учительских обязанностей мешало «личное отношение».
Итак, контрольные – это стресс. Помните эту крылатую фразу ученика: «Выставили оценки за контрольную… Главное, мам, ведь чтоб мы все здоровы были, да?» Сегодня руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отмечает, что в школах некоторых регионов контрольные работы занимают до 35% учебного времени. А соцсети полны стенаний мам второклассников, которые уверяют, что проверочные и контрольные случаются теперь чуть ли не через день.
Между тем контрольные работы, согласно документам Рособрнадзора, могут быть проверочными и диагностическими, выполняются они всеми учащимися в классе и длятся не менее 30 минут. Сюда же входят Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования. Кроме того, школам рекомендуется проводить работы по каждому предмету не чаще одного раза в две с половиной недели.
Можно ли обойтись вообще без контрольных работ в школах? Для контролирующих организаций скорее всего нет. С помощью контрольных выстраивается учебная программа; анализируется общий уровень знаний; составляется модель обучения; происходит подбор тех или иных методик обучения и т.д. Контроль знаний учащихся – одно из основных средств для создания цельного, продуктивного и удобного курса для обучения. Кроме того, это один из методов для повторения и применения изученного материала на практике. Проверка также необходима и учителю, чтобы он мог видеть, насколько учащиеся усваивают материал.
Для школьников контрольные тоже могут быть способом работы над собой, стимулом к победе и т.д. Так сказать, не стрессом единым полна контрольная.
В принципе всех пугают даже не сами контрольные, а то, что последует за ними. Иностранных преподавателей, как отмечают эксперты, очень удивляет в России то, что отечественный ученик (и студент) боится совершать ошибки. Нашей школе даже рекомендуют сделать основным лозунгом фразу «Каждый человек имеет право на ошибку».
Рособрнадзор продолжает мониторинг ситуации в общеобразовательных организациях. Совместно с Минпросвещения были разработаны и направлены в регионы необходимые рекомендации, регламентирующие количество проведения оценочных процедур в учебных заведениях.
Российским школам, кстати, уже не первый год предлагают сократить количество проверок, а два года назад были даже выработаны рекомендации для сокращения контрольных работ. И школам настоятельно рекомендовали довести учебное время, затрачиваемое на их проведение, до не более 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение предмета. Но, видимо, дело идет с трудом.