Карьерный наставник помогает соискателю подобрать короткую программу обучения в новом центре «Профессии будущего».
Геополитические вызовы и новая индустриализация
На наших глазах происходит радикальное изменение направлений развития российской экономики. Причин две. Во-первых, Запад отказался от идей глобализации и стал вводить запреты и санкции, как только начал проигрывать конкуренцию Китаю. Во-вторых, произошло радикальное вырезание России из системы международного разделения труда с жестким запретом на поставки в страну огромного ассортимента товаров, услуг и технологий. Естественно, перед РФ встал во весь рост вопрос о создании, по существу, всей линейки отечественного производства. Ведь такая великая держава, как Россия, не может зависеть от того, разрешат ли иностранные контрпартнеры поставку на наш рынок того или иного продукта. Таким образом, в силу жесткой геополитической реальности Россия оказалась перед необходимостью обеспечить адекватными по качеству квалификации и количеству кадрами потребности в строительстве новых отраслей отечественной экономики в рамках новой индустриализации.
Очевидно, что на такой разворот потребуются не один год и не одно десятилетие. Это стратегия долгосрочная. Есть ли у России альтернатива? Нет. Страна не может быть заложницей шантажистов. Решать, что нам надо иметь для собственного потребления – от самолетов, машин, бытовой техники до программного продукта, игр, строительных технологий и управленческих ноу-хау в медицине и образовании, – мы должны сами.
Чтобы выполнить поставленные задачи, нужны хорошие кадры – гибкие, способные к адаптации в условиях неопределенности и вызовов.
Структура кадровых потребностей экономики
Специфика российского рынка труда сегодня заключается во всевозрастающем дефиците кадров, который к 2030 году достигнет 2–4 млн человек. 55% дефицита придется на специалистов со средним профессиональным образованием (СПО).
При этом мир в целом, а мегаполисы в первую очередь сталкиваются с беспрецедентными по скорости и глубине трансформациями, в сердце которых – новые технологии. Это машинное обучение и генеративный искусственный интеллект (ИИ), виртуальные миры, цифровые валюты, всеобщая подключенность, превентивная и прецизионная медицина.
Происходят заметные изменения и в структуре рабочей силы, и поколенческих особенностях ее запросов на труд:
• доля поколения миллениалов и зумеров к 2030 году составит 60% глобального рынка труда при параллельном тренде высокой занятости среди людей пенсионного возраста и формировании так называемой группы NEET (Not in Employment, Education or Training) – группы молодых людей, которые не работают и не учатся;
• появляются новые виды работ: 65% современных первоклассников будут работать в профессиях, которые еще не существуют;
• период актуальности навыков резко сокращается: период полураспада знаний и компетенций составляет сейчас четыре года, и он продолжает сокращаться. При этом для технических направлений подготовки он составляет лишь 2,5 года;
• формируется явный запрос на новые форматы занятости: гиг-экономика (англ. gig-economy), то есть рынок труда с высокой долей фриланса и временной занятости неуклонно растет. Он уже составляет около трети глобальной рабочей силы.
Выбор специальности в центре «Профессии будущего» начинается с профориентационного квеста. |
Что все эти изменения значат с точки зрения самого работника? В выигрыше оказываются прежде всего специалисты СПО, и тому есть несколько причин.
Во-первых, так называемые голубые воротнички, вооруженные новыми технологиями, могут брать на себя все более сложные задачи, повышая свою производительность, эффективность деятельности и качество создаваемой продукции. Например, уже сегодня сварщики становятся в том числе операторами, осуществляющими надзор за сложными автономными робототехническими системами, реализуя функции технического обслуживания, ремонта и контроля качества выпускаемой продукции.
Во-вторых, именно системе СПО легче, чем системе высшего образования, адаптироваться к новым реалиям рынка труда и невероятной скорости нынешних изменений, предлагая более короткие программы обучения в практико-ориентированных форматах. А это обеспечивает более быстрый вход в профессию, позволяет работнику эффективнее встраиваться в непривычные условия деятельности и быть продуктивным буквально с первого дня на новом рабочем месте.
«СПО в Москве сейчас становится все более актуально, потому что система быстрее подстраивается под изменения рынка труда, делается акцент на практической работе (значит, нужно меньше вкладываться в обучение сотрудника). Школьники и родители чаще выбирают СПО, потому что можно в короткие сроки получить профессию и пойти работать по специальности, быстрее обзавестись экспертизой и быстрее начать зарабатывать отличные деньги. К тому же колледжи сейчас серьезно технически оснащены, это позволяет, студентам осваивать новые инструменты и технологии», – считает руководитель направления по работе с учебными заведениями и профориентации SuperJob Ольга Зенина.
Система дуального обучения, когда теоретическая часть программы, реализуемая в колледже, дополняется значительной практической частью (в среднем до 60%) – непосредственно на площадке работодателя, – является общепринятым «золотым стандартом» системы. Такой стандарт зарекомендовал себя в ведущих СПО-системах мира – Германии, Нидерландах, Сингапуре – и был успешно адаптирован в том числе в отечественной программе «Профессионалитет».
С помощью VR-технологий в центре «Профессии будущего» любой может попробовать себя в роли токаря, сварщика, баристы, слесаря, маляра и т.д. |
В-третьих, характер условий труда специалистов уровня СПО соответствует ожиданиям нового поколения, активно приходящего на рынок труда, – поколения зумеров. Деятельность в рабочих профессиях дает значительно большую степень свободы, а ее результаты формируют чувство достижения и сопричастности, гордости за видимый результат, что в наше часто непростое время становится важнейшим основанием ментального здоровья человека.
«Сегодня колледжи дают прекрасную возможность быстрого старта в профессию с хорошими перспективами. Все больше школьников и родителей это понимают и делают выбор в пользу среднего профессионального образования. Последние годы стали очень продуктивными для столичной системы СПО, и это, безусловно, положительно отразилось на процессе подготовки студентов. Сместился акцент именно на качественную практическую подготовку будущих кадров, причем под запрос рынка и конкретных работодателей. Благодаря этому перед выпускниками больше не стоит вопрос о том, как найти работу, – большинство трудоустроены уже на момент выпуска», – рассказала директор колледжа Московского транспорта Анна Печеная.
Согласно исследованиям «Авито Работы», в первом квартале 2024 года средние предлагаемые зарплаты для выпускников со СПО на рынке увеличились на 11% по сравнению с 2023-м.
Студенты колледжей получают профессиональные навыки под руководством опытных наставников. Фото предоставлены московским центром «Профессии будущего» |
Наконец, в-четвертых, логика построения системы СПО отвечает вызову, связанному с потребностью постоянного переобучения, который задает рынок труда. В рамках коротких программ (по два-четыре месяца) без отрыва от трудовой деятельности работники могут осваивать новые навыки, запрос на которые формируется на рабочем месте – уникальная возможность, которой уже сегодня пользуются выпускники системы. Так реализуется модель обучения на протяжении всей жизни (англ. life-long learning) – подхода, обеспечивающего фундамент успеха человека на современном рынке труда.
Отвечая запросу на обучение и переобучение, в конце прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин открыл уникальный центр инновационных кадровых сервисов с короткими программами обучения «Профессии будущего». Максимум за три с половиной месяца жители столицы старше 18 лет могут освоить одну из 75 востребованных профессий в различных отраслях экономики. В числе партнеров центра – более 3 тыс. работодателей.
Очевидно, что эти четыре фактора обеспечивают ренессанс системы СПО в мире. Бум рабочих профессий – мировой тренд. Популярность СПО в Германии, Австрии, Финляндии, странах с исторически высокой долей работников с квалификациями уровня СПО (до 55% среди людей 25–34 лет), транслируется и на страны, никогда ранее не отличавшиеся высоким спросом на рабочие профессии – например, рынок США. Рост спроса на рабочие профессии в США в 2023 году составил 16%. При этом, по данным Gallop Media, вера американцев в высшее образование снизилась с 57% в 2015 году до 36% в 2023-м. Примечательно и то, что современный статус ведущей экономики юго-восточного региона Сингапур заслужил во многом именно благодаря вовремя инициированной государством трансформации вектора внимания юных сингапурцев (а также их родителей, что немаловажно) с высшего на среднее профессиональное образование. Сейчас доля юных сингапурцев, осознанно выбирающих путь в профессию через систему СПО, составляет 65%. Это стало возможным среди прочего благодаря комплексному обновлению восприятия рабочих профессий в обществе, а также четко отстроенной карьерной лестнице выпускников системы – 90% трудоустройства в течение полугода после выпуска.
Ключевые принципы московского стандарта СПО
Система образования Москвы адаптируется к новым вызовам рынка труда и развивается, отвечая на рост спроса и изменение внешних условий. Обучение в колледжах Москвы строится на основе лучших мировых практик:
• персонализация образовательных траекторий: возможность формирования индивидуальных планов обучения в московских колледжах с фокусом на изучение новых компетенций, в том числе выбор специализации, опциональных модулей и скорости обучения;
• фокус на навыках будущего: помимо профессиональных навыков развитие сквозных компетенций у учащихся системы московского СПО – навыки коммуникации, критического мышления, цифровые компетенции и готовность к работе в мультикультурной среде;
• цифровизация образовательного процесса и контента: проникновение цифры во все аспекты образования – от содержания, формата контента до способов коммуникации и обеспечивающих систем и инфраструктуры обучения;
• профессиональная ориентация: возможность узнать больше о рынке труда и наиболее востребованных вакансиях, попробовать свои силы в различных профессиях, пройти профтестирование и многое другое можно в центре «Профессии будущего». Профтестирование прошли уже более 48 тыс. девятиклассников, они посетили свыше 1000 профессиональных проб в колледжах и более 150 ведущих предприятий города. Свыше 65% из них выбрали специальность и планируют летом поступать в колледж;
• короткие программы: уже сегодня открыто 75 коротких образовательных программ (до четырех месяцев), которые позволяют москвичам освоить необходимые для успешной рабочей деятельности навыки;
• обязательная оценка практических навыков: в дополнение к теории оценка практических компетенций проходит через демонстрационные экзамены, в комитеты которых входят эксперты-практики из индустрии – партнеры колледжей;
• глубокая интеграция с работодателями по всем аспектам системы: интенсификация вовлечения по всей цепочке обучения – от определения образа выпускника и обучения практическим навыкам до проведения экзамена и дальнейшего трудоустройства.
Уловив тренд востребованности СПО, Москва, судя по уже производимым изменениям, будет существенно развивать систему среднего профессионального образования как фундамент системы подготовки кадров для столичной экономики. В ближайшее время все больше компаний реального сектора экономики присоединится к системе подготовки рабочих, что сможет обеспечить устойчивый поток квалифицированных и максимально востребованных кадров не только для Москвы, но и для других регионов нашей страны.