В какой-то момент руководство страны посчитало, что совместное обучение мальчиков и девочек стало создавать «затруднения педагогического и организационного порядка». Фото © РИА Новости
70 лет назад, 1 июля 1954 года, вышло постановление Совета министров СССР № 1342 о восстановлении совместного обучения в школах мальчиков и девочек в Москве, Ленинграде и других городах страны. Раздельное обучение было до революции. Потом оно снова было введено в 1943 году. И уже окончательно ушло из школы в 1954-м. Почему вводили и почему отменили его – ясного ответа нет.
Сначала о причинах, почему вводили... Обратимся к докладной записке, подготовленной Отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР». В ней утверждается, что неравноправие мужчин и женщин в области образования уже устранено благодаря введенному в мае 1918 года всеобщему образованию. Полное равноправие достигнуто во всех областях «хозяйственной, политической и культурной жизни». Совместное обучение стало создавать «затруднения педагогического и организационного порядка».
Согласно записке, правильная организация учебно-воспитательной работы требует учета особенностей физической природы и развития девушек, в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка мальчиков и девочек к труду и практической деятельности. Авторы записки считали, что введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит «не всегда здоровые взаимоотношения» между противоположными полами. Помимо этого, нововведение «может обеспечить более широкий охват девочек школой в национальных республиках и областях, где еще не преодолены окончательно старые бытовые предрассудки». В первую очередь новый тип обучения предлагалось ввести в областных, краевых и республиканских центрах, а также некоторых крупных промышленных городах.
Разделение школ создало много проблем, решать которые власти часто были не готовы. Возникли трудности с подбором персонала и его нехваткой: согласно инструкции от 23 июля 1943 года, директорами мужских школ должны были назначаться обязательно мужчины, а женских – женщины. Нехватка учебного оборудования не позволяла проводить обязательный минимум лабораторных работ по физике, химии, биологии. Но одна из самых важных проблем – межгендерная коммуникация, которую как раз и отражают книги и фильмы того времени.
К 1954 году уже в 150 городах только РСФСР функционировали мужские и женские школы. Но значительная часть родителей и педагогов СССР были сторонниками совместного обучения во всех средних школах. Вопрос стал часто обсуждаться на родительских собраниях, причем число сторонников совместного обучения все время увеличивалось. В 1950–1953 годах в стране развернулась дискуссия по вопросу о судьбе раздельного обучения школьников. Центром этой дискуссии стала «Литературная газета». В апреле 1950 года в газете была опубликована статья профессора Виктора Колбановского «Волнующий вопрос», в которой говорилось о необходимости пересмотреть систему раздельного обучения в школах СССР. Профессор отмечал, что программы и учебники остались общими. Колбановский считал, что «отнюдь не меньшие достижения отмечаются и в школах совместного обучения». Более того, обучаясь вместе, мальчики и девочки оказывают друг на друга «сдерживающее и облагораживающее влияние».
В 1952 году министр просвещения РСФСР Иван Каиров констатировал: в мужских школах резко увеличилось число случаев нарушения дисциплины. Ученики приходили на уроки пьяными, начало процветать воровство, случались ножевые ранения, а иногда классы превращали в уборную. Документы, свидетельствующие об этом, до сих пор хранятся в Государственном архиве РФ.
Учителя, успевшие поработать в обеих системах, столкнулись с тем, что в «гендерных» заведениях к ним изменилось отношение. Ксения Ползикова-Рубец в своем «Дневнике учителя блокадной школы» вспоминает: «Военрук Плепис хватается за голову и приходит в отчаяние, а в общей школе перед ним трепетали и мальчики, и девочки. Петрову, нашу бывшую учительницу, ученики буквально оплевали». Она же рассказывает, как ученик седьмого класса выбросил из окна сначала 20 чернильниц, а потом парту, которая едва не убила уборщицу.
Во всех неудачах раздельного обучения ЦК КПСС обвинил Министерство просвещения РСФСР, указав, что оно «по существу сорвало выполнение постановления Правительства о введении раздельного обучения. С самого начала работа мужских и женских школ почти полностью была предоставлена самотеку». С раздельным обучением было покончено...