Радость от получения диплома о высшем образовании может удвоиться, если дипломов будет сразу два. Фото со страницы университета МГУ в «ВКонтакте»
Все больше региональных университетов начинают вводить у себя параллельное образование. На днях о его введении сообщил сайт Забайкальского госуниверситета. Раз в неделю, с 1 сентября, студенты будут освобождаться от занятий по основной образовательной программе. Вместо них можно будет посещать лекции и образовательные интенсивы по другим квалификациям. Дополнительные программы обучения позволят студентам получить второй диплом о дополнительном образовании.
Параллельное образование не надо путать со вторым высшим – это две разные вещи. Второе высшее образование получают, когда на руках уже имеют диплом специалиста. При параллельном образовании студент оканчивает учебное заведение сразу с двумя равносильными дипломами о высшем образовании. Процесс такого обучения обычно организован как в группах в вечернем режиме, так и индивидуально. Само обучение очень часто бывает смешанное, то есть часть молодежи приходит в университет и занимается с преподавателем, а часть подключается онлайн.
О параллельном образовании говорят не только, когда студент учится на разных специальностях в одном университете, но и когда он учится в разных вузах или в колледже и университете одновременно.
Отдельно надо упомянуть случай, когда человек получает основной диплом и дополнение к нему. В этом варианте студент осваивает одну специальность и дополнительно учится ради «запасной» квалификации или сертификата. Чаще других это практикуют медицинские университеты. Обучаться сразу на двух специальностях студент может как при поступлении на первый курс, так и после любого другого курса.
Новый тренд вызывает живой интерес у студенческой аудитории. На такое согласится каждый, если, конечно, сможет это потянуть. При такой учебе удваивается не только количество дипломов, но и академическая нагрузка. Учащимся приходится сдавать две сессии вместо одной, готовить и защищать сразу несколько научных проектов.
И резонно возникает много вопросов. Например, такой. По закону на бюджете могут учиться студенты в рамках одного уровня образования. Выходит, если за учебу в одном вузе он не платит, то за параллельное высшее образование в другом вузе ему придется отчислять деньги. А вот если в пределах одного университета или института российские студенты осваивают две специальности, то здесь могут быть для них льготы?
Каждый вуз, принявший у себя такой вид обучения, сегодня решает эту проблему, исходя из своих внутренних резервов. Университеты сами разрабатывают содержание образовательных программ и определяют, как будет проходить учеба студентов.
Законодательство РФ разрешает одновременно учиться в колледже и вузе, но такое совместительство тоже вызывает вопросы. Допустим, студент колледжа хотел бы учиться в университете, а у него нет результатов ЕГЭ... Ему нужно ждать лета и сдавать ЕГЭ?
Ведущие университеты первыми обнаружили спрос населения и выгоду для себя. И наперебой стали указывать на преимущества параллельного обучения, обещая повышение профессионализма выпускников и их востребованность на рынке труда. При этом акцент делается на экономию ресурсов студента: не надо тратить время на получение второго высшего образования, можно сразу приступить к построению карьеры; экономятся и денежные средства. В этих вузах, кстати, стоимость параллельного образования меньше, чем «традиционного», а диплом идентичен диплому по основной профессиональной программе высшего образования.
Программы параллельного обучения сегодня ввел Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Он предлагает программы, позволяющие студентам одновременно получать два диплома в таких разных областях, как экономика и математика, физика и информационные технологии и т.д. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) также предоставляет возможность параллельного образования, позволяющего студентам получать два образования: это история и журналистика, экономика и информационные технологии и т.д. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) внедряет программы параллельного образования: экономика и право, социология и политология и т.д. Московский физико-технический институт (МФТИ) – физика и математика, физика и информационные технологии и т.д.
В то же время студенты, избравшие такой тип получения высшего образования, быстро поняли, что две сессии – это не одна. Физическая усталость сочетается здесь с психологической и моральной. Напряженность, стресс возрастают. Разрешение этих проблем, конечно, в значительной степени зависит от университета. Насколько он сможет идти навстречу студенту. Так что желающие есть, но их пока не так много. Тренд только набирает силу.