Логический компонент мышления возникает только при изучении наук. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru |
Людмила Ясюкова – кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости. Вывод, который прозвучал из уст ученого в недавнем интервью «Бизнес Online», имеет под собой серьезную базу.
За последние 30 лет Людмила Ясюкова проанализировала уровень мышления порядка 6 тыс. девятиклассников. Об этих исследованиях она рассказала в своей работе «Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 до 2020 года». Подростки и молодые люди поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – такие результаты показывают тестирования школьников, которые провела специалист.
Почему психолог взяла для анализа данные именно девятых классов? Как поясняет Есюкова, к 13–14 годам уже формируется тип мышления школьника. Далее он закрепляется, потому что ребенок привыкает использовать одни и те же операции мышления для решения школьных или жизненных задач. Те операции, которыми он пользуется чаще, закрепляются, остальные – либо есть, либо их нет вообще.
Людмила Ясюкова имела возможность проследить, что происходит с молодыми людьми на протяжении долгого времени: когда они идут в 10–11-й классы, становятся студентами и т.д. Она заметила, что тип интеллекта у них стабилизируется и профиль не меняется.
Еще один вывод, который сделала ученый. На рубеже 2000-х годов произошло качественное изменение типа интеллекта подростков: логическая систематизация информации, основанная на понятийном мышлении, сменилась на формально-образные обобщения, при которых суть явлений не выделяется и не понимается, хотя большие объемы информации могут удерживаться в памяти.
А если структуру интеллекта составляют формально-образные обобщения, отмечает ученый, то увидеть, выделить причинно-следственные связи невозможно. Поэтому и решения принимаются на основе оценки вероятностей, без понимания того, как на самом деле будут развиваться события. Следовательно, надежность прогнозов оказывается низкой, а перспективное планирование – невозможным.
Что еще заметила Людмила Ясюкова в людях, которых она тестировала (сейчас они находятся в возрасте от 25 до 40 лет)? Для них характерны: поверхностность мышления, пренебрежение качественным анализом, абсолютизация методов математического анализа, ошибки при принятии решений из-за непонимания причинно-следственных связей, неадекватность перспективного планирования и прогностической деятельности в целом. Они могут занимать достаточно приличные должности в образовании, в науке, медицине, управлении, но... Они именно с таким типом мышления и таким способом принятия решений. В своем интервью Людмила Ясюкова ссылается также на опыт известного отечественного психолога и мыслителя Льва Выготского, который считал, что «понятийное мышление» – основа успеха обучения в школе. «Я тестирую взрослых, и понятийного мышления у многих нет, – констатирует Ясюкова. Если не изучаются науки, то нет ни логического компонента, ни понятийной категоризации. У тех, кому сейчас 25–40 лет, с понятийным мышлением плохо. Они прогностической деятельностью заниматься не могут совсем».
К наблюдениям Людмилы Ясюковой можно добавить и опыт еще одного выдающегося советского и российского педагога, доктора психологических наук Василия Давыдова. Своей педагогической практикой он доказал, что у младших школьников можно сформировать мышление более высокого уровня. Ведь человека научить нельзя – он должен сам научиться. А чтобы у него получалось, надо развить у него мышление.
Важный методологический принцип по Давыдову – ребенок должен научиться структурировать учебный материал, видеть, узнавать в нем структуру. Если структура ляжет в основу восприятия, памяти, мышления, речи, то это существенно продвинет развитие этих процессов.
Кстати, легче освоить структуру будет тем детям, которые в дошкольном возрасте собирали мозаики и конструкторы, играли в кубики. Эти игрушки позволяют увидеть первые закономерности, сам факт, что они существуют. Это основы будущего мышления. Так что формирование понятийного мышления вещь важная, и начинать работать с ним необходимо как можно раньше.