Сегодня более 60% выпускников девятых классов поступают в техникумы и колледжи порой на самые неожиданные специальности. Фото РИА Новости
Глава Татарстана Рустам Минниханов предложил увольнять директоров колледжей, если их выпускники не работают по специальности. «Не выпускников трудоустраивать, надо руководителей этих наших СПО трудоустроить. Им надо дать более подходящую для них работу. Зачем их держать?» – цитируют слова Рустама Минниханова местные СМИ.
На совещании работников образования и науки Республики Татарстан (РТ) министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин рассказал, что в республике уровень трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) на 10% выше, чем по России. Однако в некоторых колледжах этот показатель остается низким: меньше половины (33–47%) учащихся идут работать по профессии. Реакция главы республики последовала незамедлительно...
Несомненно, эффективность СПО – очень важная тема. Действительно, если процент трудоустройства по специальности после окончания колледжа включить в KPI директоров учреждений СПО, то, по идее, такой же показатель надо включать в KPI директоров предприятий. Директор колледжа (техникума) не может отвечать за директора предприятия. Педагог выполнил свои задачи в рамках вмененных ему критериев: обучил и выпустил согласно государственным стандартам специалиста. И он не может нести дисциплинарную ответственность, если директора заводов и организаций не приняли на работу такого выпускника (или выпускник не смог найти работу, соответствующую его квалификации).
Другими словами, если успешный выпускник колледжа не идет (не попадает) на работу по полученной специальности, то в этом скорее всего виноват не директор учебного учреждения, а социально-экономические реалии. Включать в KPI директора образовательного учреждения СПО такой показатель (процент трудоустроившихся по специальности выпускников) – это перекладывание проблемы с больной головы на здоровую.
Кстати, в материалах готовящегося в Калуге 26–27 августа форума СПО «Создаем будущее своими руками» приведена такая статистика эффективности работы СПО: увеличение числа студентов с 46 до 60%; высокий уровень трудоустройства выпускников СПО (более 80%); более 60% выпускников 9-х классов поступают в учреждения СПО.
У этой проблемы есть и еще один немаловажный аспект – устойчивая еще со времен СССР связь СПО и системы высшего образования. За примерами далеко ходить не надо. Никита Хрущев начинал с Донецкого горного техникума. Леонид Брежнев – с Курского землеустроительного техникума, Юрий Андропов – с Рыбинского речного техникума и т.д. Дальше будущие лидеры государства оканчивали партийные школы и институты, но начало – система СПО.
В наше время эта связь не менее устойчива. Сегодня мы имеем Концепцию непрерывного образования. Акцент в ней делается на то, что «каждому человеку независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, места работы и жительства должны быть предоставлены необходимые условия для систематического образования и самообразования, повышения профессиональной квалификации, приобщения ко всем ценностям общечеловеческой культуры».
Почему сегодня все чаще выбирают систему СПО в качестве ступеньки к вершинам академических знаний? Потому что школьная подготовка слаба для поступления среднестатистического выпускника школы сразу в вуз. Это признают даже сами учителя. В этом году в интернет-пабликах прокатилась целая волна жалоб родителей на то, что учителя отговаривали их детей идти в 10–11-й классы. Похоже, школа просто выталкивает плохо подготовленных детей.
Причина этого явления в том, что низкие баллы по ЕГЭ у учащихся негативно сказываются на рейтинге школ, а руководство получает за это выговор. Так что учителя вынуждены отговаривать даже способных, но ленящихся детей от перехода в старшую школу.
Итак, школа «лишних» детей выжила, они пришли в СПО. Но родители, влияющие на детский выбор, отчетливо понимают, что только высшее образование и есть «окно в большой мир». И эта установка начинает довлеть над учащимися колледжей и техникумов. После техникума часть выпускников сразу нацелена на высшее образование.
Не стоит забывать, что СПО – еще и почва для конфликтов отцов и детей. Как уверяют эксперты, если предыдущее поколение конфликтовало со своими родителями из-за музыки, предпочтений в одежде и прочих свобод, то нынешнее – воюет из-за дипломов.
Отставим пока в сторону дискуссии на тему, что в 15–16 лет сложно сразу определиться с будущей профессией, поэтому многие после окончания техникума осознают, какой неправильный выбор они сделали. Лучше вспомним о том, что окружает молодого человека и действительно влияет на его выбор. Конечно, ярмарки вакансий, летние стажировки по специальности и с упором на практику, карьерные центры, где учат писать резюме и проходить собеседования, многочисленные сообщества по интересам. Но человек приходит на производство и видит то, что есть там «в реале».
Следующий аспект – работа, но не по специальности. Есть ли в этом что-то плохое? Вопрос из ряда философских. Трудно представить, что было бы с нашей литературой, если бы Достоевский остался работать инженером. Иван Гончаров стал бы бухгалтером. Афанасий Фет – юристом, филологом или военным. А кто из состоявшихся современных лидеров работает по специальности? Список этот можно бесконечно продолжать.
Важный момент для любого молодого специалиста сегодня – это окружение. Чтобы были разносторонние, умные, ищущие, открытые всему новому люди. Молодежь рассуждает так: когда концентрация таких людей выше среднего, ты сам постоянно растешь, заражаешься общим энтузиазмом и не позволяешь душе лениться.
Думали ли об этом люди старшего поколения, впервые выходя на работу? Скорее мечтали... А сегодня молодежь такое ищет. И ничего с этим поделать нельзя.