0
298
Газета Образование Интернет-версия

09.10.2024 18:15:00

Что можно считать оскорблением – будет определять сам педагог через суд

Штраф за фото и за букет учителю

Тэги: учитель, учителя, буллинг, оскорбление, школа, общество


учитель, учителя, буллинг, оскорбление, школа, общество В педагогической практике постоянно возникают ситуации, которые можно интерпретировать как оскорбление учителя. Фото PhotoXPress.ru

Прошедший учительский праздник, День учителя, не остался без громких заявлений. Одно их таких сделала председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко. Она обратила внимание общественности на буллинг в отношении учителей, назвав его «национальной угрозой».

В частности, глава СФ РФ подчеркнула: «Слишком часто педагоги стали подвергаться оскорблениям, травле со стороны учеников и даже их родителей. Это серьезная угроза для нашей образовательной системы, ведь подрыв авторитета учителя ставит крест на всем воспитательном процессе, порождает у подростков чувство вседозволенности, безнаказанности, безответственности».

Практически одновременно с этим заявлением ряд СМИ опубликовали сообщение от группы депутатов Госдумы РФ о готовящемся законопроекте, согласно которому за публичное унижение педагогов обидчиков могут обязать платить штраф. Сделано это будет для того, чтобы повысить уважение к учителям и защитить их права.

Предполагается, что за оскорбление учителей физические лица могут быть оштрафованы на сумму от 5 тыс. до 20 тыс. руб., должностные лица – на сумму от 50 тыс. до 100 тыс., а юридические лица – на сумму от 200 тыс. до 500 тыс. руб. Если же оскорбление учителя было зафиксировано в интернете, то штрафы будут выше: для физических лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс., а для юридических лиц – от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

Впрочем, дойдет ли дело до реального воплощения такой инициативы в жизнь – пока непонятно.

Напомним, что в декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон о статусе педагога. Применять новые нормы стали с 1 сентября 2024 года. И практически уже месяц мы прожили с этими новыми нормами. Особый статус педагогов дает право учителю на уважение человеческого и профессионального достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности. Кроме того, с учителей теперь запрещено требовать более того, что установлено законом.

Поэтому вопрос напрашивается сам собой: можно ли рассматривать новую инициативу как способ контроля за исполнением принятого законопроекта о статусе педагога? Или эта законодательная инициатива подразумевает что-то другое? И второй вопрос: а насколько проработана юридическая часть вопроса, чтобы на деле осуществить принцип действия штрафов в жизни? К тому же надо учесть, что скорее всего резко возрастет число обиженных, прибавив работу судам. Вот несколько реальных примеров, как это все может выглядеть.

Пример первый. В одной из школ Волгоградской области школьник подарил учительнице две гвоздики с черной лентой. Тяжкий проступок или не тяжкий? В суд или не в суд? Штраф или не штраф?

Или вот еще пример. Учительница из Екатеринбурга пошла в суд после того, как в классном чате появилось ее фото около доски. О случае сообщил сам свердловский областной суд. Семиклассник, который сделал этот снимок, хотел сфотографировать записанное на доске домашнее задание, но в кадр попала педагог. Женщина была против публикации в родительском чате своей фотографии. Но фото все-таки отправили в чат. Удалили его на следующий день после того, как поступили возражения от учительницы. Однако она все равно решила обратиться в суд. Суд удовлетворил иск частично, обязав ответчиков удалить фотографию с гаджетов, а также выплатить истцу 3 тыс. руб. Естественно, родительница сочла наказание несправедливым.

Какие же выводы можно сделать? Бесспорно, есть ситуации, когда учителю действительно нужна серьезная психологическая и юридическая помощь. И в этом случае государство обязано его защитить, а обидчика наказать. Но не реже возникают ситуации, когда у взрослых людей банально играют амбиции, сдают нервы и дело идет на принцип. Взвалить подобного рода разбирательства на судебную власть, конечно, можно.

Другой вопрос – насколько эффективно суды смогут «разруливать» подобные ситуации. И захотят ли вообще этим заниматься, под всякими юридическими предлогами избегая принимать к рассмотрению подобного рода дела.

А кроме того, важно не забывать и о моральной атмосфере, которая может возникнуть в классе, в школе после таких «судебных процессов». 


Читайте также


В чем органический недостаток государственных программ научно-технологического развития

В чем органический недостаток государственных программ научно-технологического развития

Андрей Ваганов

Производство информационного шума

0
1879
Неслучившаяся «экологическая перестройка»

Неслучившаяся «экологическая перестройка»

Виктор Лось

Как общество позднего советского периода отвечало на социоприродные вызовы эпохи

0
1741
Выгода быть здоровым

Выгода быть здоровым

Виталий Барсуков

Эксперты рассказали о здоровьесберегающих технологиях

0
2349
О давлении украинского общества на Зеленского

О давлении украинского общества на Зеленского

Киевской власти все сложнее мотивировать уставших от конфликта граждан

0
3969

Другие новости