Сегодня надо говорить не об обобщенном портрете студента, но о «портретной галерее». Фото агентства «Москва»
В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) представили результаты проекта «Модели образовательного поведения». Социологи проследили, как студенты относятся к учебе и внеучебной деятельности. И с какими характеристиками связаны особенности их учебного поведения.
Исследование лонгитюдное (долговременное), и оно еще продолжается. Сейчас опросы проводятся в 14 российских университетах среди тех, кто был первокурсниками разных специальностей в 2022 и в 2023 годах. Под моделями образовательного поведения социологи подразумевают устойчивые формы взаимодействия с преподавателями, одногруппниками и в целом с образовательной средой вуза. Изучаются такие характеристики, как степень усердия в самостоятельной учебе, вовлеченность в активное обучение на занятиях и в групповых проектах, во внеучебные мероприятия в самом вузе (например, в творческие, социальные, научные задачи).
Помимо вопросов о поведении социологи собирают данные о социально-демографических характеристиках студентов, их занятости, состоянии здоровья. Молодых людей попросили поделиться мнениями о студенческом опыте и карьерными планами. Также исследование включает тест на уровень развития универсальных компетенций, в том числе критического мышления.
Каков же сегодня обобщенный портрет студента? Оказалось, что правильнее говорить не об одном обобщенном портрете, но о «портретной галерее».
Одну из выявленных групп социологи обозначили так: это те, кто прикладывает к учебе минимум усилий и делает это, чтоб их только не отчислили. У них немного ниже, чем в среднем среди опрошенных, активность на занятиях, они не участвуют во внеучебных мероприятиях в университете, а с одногруппниками общаются лишь по учебе. При этом они не склонны нарушать дисциплину. Таковых оказалось 22%.
Тех, кто везде успевает, раньше назвали бы «активными», их тоже 22%. Их жизнь во время учебы полностью связана с университетом: они усердно учатся самостоятельно и проявляют себя на занятиях, дружат с одногруппниками и вовлечены в университетские мероприятия.
Также есть те, кто полностью сосредоточен на учебе (их 18%). Они наиболее усердны в самостоятельных занятиях, а также активны в аудитории. Студенты этого типа реже, чем в среднем по выборке, поддерживают дружеские связи с одногруппниками и гораздо реже участвуют во внеучебных мероприятиях.
У тех, кого в былые времена назвали бы «общественниками», социальная активность идет в ущерб учебе (17%). Студенты с таким типом поведения часто нарушают учебную дисциплину и не проявляют усердия на занятиях, но дружат с одногруппниками и участвуют во внеучебной активности в вузе.
Совсем не вовлечены в университетскую жизнь около 16% студентов. И они также неактивны и не проявляют усердия, часто нарушают учебную дисциплину, не общаются с одногруппниками. В целом их интересы лежат за пределами вуза.
Ну и среди студенческого контингента есть те, кто отличается демонстративно нарочитым поведением (их всего 5%). Молодые люди в этой небольшой группе не отстают от большинства учащихся в плане учебы, но при этом часто нарушают учебную дисциплину. Во внеучебную деятельность они также вовлечены. Можно сказать, они стараются сделать все, чтобы их заметили.
Больше всего отличников, как и следовало ожидать, – среди сосредоточенных на учебе (24%) и тех, кто успевает везде (34%). А среди тех, кто не вовлечен в университетскую жизнь, отличников всего 10%.
На «хорошо» чаще всего учатся те, кто «делает минимум» (из первой группы). Самый высокий процент троечников – среди не вовлеченных в жизнь университета. Среди девушек оказалось больше тех, кто редко нарушает учебную дисциплину, везде успевающих, делающих минимум, сосредоточенных на учебе. А среди юношей больше тех, кто пренебрегает учебой в пользу социальной активности или вообще не вовлечен в университетскую жизнь.
Социологи пока не могут ответить на вопрос, почему студенты тяготеют к той или иной группе, но предполагают, что на это может повлиять школьный опыт или уровень изначальной мотивации к учебе в вузе. Большинство опрошенных студентов отметили, что в вузе они стремятся получить необходимые для профессии знания и повысить свои шансы на успешное трудоустройство.
Согласно выводам социологов НИУ ВШЭ, современные студенты также сохраняют представление о том, что высшее образование упрощает карьерный путь и дает возможность для рывка в нем. Хотя и не считают получение диплома вуза своим долгом.