0
1929
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

10.07.2007 00:00:00

Спрос на управленцев в науке

Виктор Мурогов

Об авторе: Виктор Михайлович Мурогов - доктор технических наук, профессор Государственного технического университета атомной энергетики в г. Обнинске (ОИАТЭ).

Тэги: ядерные технологии


Ядерные технологии сегодня переживают период активного развития. Подъем испытывает и ядерная энергетика, пережившая десятилетия забвения и застоя. Однако использование ядерных технологий требует крайне сложных и разносторонних знаний в различных областях фундаментальных и технических наук, юриспруденции, экономики, управления и т.д. Сейчас отсутствуют эффективные механизмы их передачи от одного поколения другому. Поэтому ряд знаний может быть утерян навсегда. Одни широко распространены и находятся в свободном обмене, к другим ограничен доступ, а распространение – запрещено. Знания же в области ядерной энергетики долгое время не были востребованы. Поэтому на повестку дня сейчас ставится проблема управления знаниями как залог дальнейшего существования ядерной области в естествознании.

Эффективного управления знаниями требуют и инновационные разработки – в первую очередь из-за больших временных и материальных затрат. Например, создание реакторов на быстрых нейтронах, без которых невозможен замкнутый ядерный топливный цикл (ЯТЦ), идет уже более 60 лет. За эти годы на НИОКР в различных странах было потрачено свыше 70 млрд. долларов США, в работу оказались вовлечены 4 поколения исследователей. Потеря знаний и опыта в этой области обернется не только огромными экономическими убытками. Будут утрачены научные школы и экспериментальная база, разрушится система подготовки кадров. На «родине» проекта, в США, именно так и произошло.

Независимо от подъема или спада атомной промышленности построенные энергоблоки существуют очень долго. При эффективном управлении реакторы могут функционировать до 60 лет; полный срок существования АЭС превышает 100 лет, включая проектирование, строительство и вывод из эксплуатации. Для успешного управления станцией в течение всего этого времени необходимо эффективное управление знаниями, касающимися создания и опыта работы АЭС, а также обеспечение их доступности для специалистов будущего (как минимум, 4–5 поколений), сотрудников регулирующих органов и т.д.

Во имя безопасности

Следует особо отметить, что в сфере использования ядерных технологий плата за ошибки (в результате некомпетентности или утери информации) слишком велика – как вследствие высокой стоимости объекта, так и из-за возможных последствий для населения и окружающей среды. Причем речь идет не только о крупнейших авариях (масштаба чернобыльской), большую опасность представляют также ошибки в выборе конструкции и режима эксплуатации установок. Следовательно, создание действенной системы управления ядерными знаниями необходимо и для обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

В области захоронения ядерных отходов и долговременного хранения отработанного ядерного топлива нужно сохранение не только сформировавшихся знаний, но всей возможной информации – причем на столетия. Ошибки или некорректность в фиксации и передаче любых сведений представляют реальную угрозу для будущих поколений.

Ядерная безопасность требует свободного обмена информацией и опытом для предотвращения повторения событий, ставших причиной аварий. Однако распространение и использование знаний в этой области строго контролируются и регламентируются в силу важности нераспространения чувствительных ядерных технологий. По мере развития международных программ контроль ядерных материалов и установок должен принять трансграничный характер. Таким образом, необходим баланс между требованиями безопасности и нераспространения – а значит, высокая степень участия государственных органов в управлении ядерными знаниями.

Как сохранить уникальные знания?

Наиболее действенный механизм сохранения и передачи знаний – НИИОКР, строительство и эксплуатация ЯЭУ, в том числе экспериментальных установок, созданных с использованием инновационных технологий. С этой точки зрения лучшим примером попытки сохранить накопленные знания является российский проект БН-800 – и в этом как раз есть одна из основных целей его реализации сегодня, пока еще не внедрены производство плутониевого топлива и замкнутый ЯТЦ. А при отсутствии или ограниченности финансовых средств необходима срочная интеграция научных и образовательных учреждений (проектов) для организации сбора, описания, анализа и систематизации знаний. В этот процесс должны быть вовлечены ведущие специалисты отрасли – пока они еще живы, ведь в России, например, средний возраст «ядерщиков» – докторов наук превышает 65 лет! Для эффективной передачи знаний нужно активно привлекать к таким работам также и молодых исследователей, инженеров, техников.

Проектам по управлению ядерными знаниями МАГАТЭ отдает приоритет еще с 2001 года. В нашей стране в 2005 году на базе РНЦ «Курчатовский институт», Государственного технического университета атомной энергетики, Института теоретической и экспериментальной физики и Медицинского радиологического научного центра РАМН создана Российская ассоциация ядерной науки и образования (РАЯНО). Цель ее работы – принятие неотложных мер по сохранению и передаче новому поколению уникальных знаний и опыта. В декабре 2006 года РАЯНО совместно с Всемирным ядерным университетом (WNU) и МАГАТЭ организовала международную научную сессию «Ядерные технологии для человека в ХХI веке», посвященную ядерной медицине и радиофармацевтике. Этот форум стал первым мероприятием WNU, проведенным в России; в нем участвовали более 80 специалистов: представители российских организаций МАГАТЭ, WNU.

Но усилий самих ученых недостаточно. Управление и сохранение знаний должны стать задачей государства. Руководству Росатома и Министерства науки и образования нужно осознать необходимость активного участия России в соответствующих проектах МАГАТЭ. Кроме того, следует принять государственную программу по управлению ядерными знаниями. В ней должны быть определены организации, ответственные за каждое направление для инвентаризации установок, учета технологий и специалистов. А для руководителей отрасли необходимо организовать специальные учебные курсы в технических университетах или на базе Государственного центрального института повышения квалификации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
989
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
972
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1236
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1005

Другие новости