0
1904
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.02.2008 00:00:00

Буксующие альтернативы

Тэги: азербайджан, нефть, вэс, аэс


азербайджан, нефть, вэс, аэс Курс на отказ от нефти в энергетике пока напоминает движение по ухабистой колее.
Наталия Гончарова. «Велосипедист». Государственный русский музей

Стратегическая ставка Азербайджана на масштабный экспорт нефти (более 50 млн. т в год) и газа (до 20 млрд. куб. м в год) способна уже к 2035 году превратить республику из экспортера в импортера углеводородного сырья. Стремясь оттянуть на некоторое время приближающуюся с каждым годом энергетическую катастрофу, Азербайджан обратил свой взор к энергетическим альтернативам нефти и газа. Сначала к ветровым электростанциям (ВЭС) – 23 ноября 2003 года президент Ильхам Алиев издал постановление об ускорении создания в республике ветровой электроэнергетики. А затем и к АЭС – в конце 2007 года МАГАТЭ дало Азербайджану разрешение на создание ядерного исследовательского реактора мощностью до 1 МВт, строительство которого может начаться в 2009 году, а пуск состояться в 2011 году.

Подсчитали – прослезились

Негативные энергетические последствия отказа Азербайджана от закупок в 2007 году природного газа в России не заставили себя долго ждать. Используя на своих ТЭС лишь собственные газ и мазут, республика смогла выработать в 2007 году только 21,4 млрд. кВт-ч электроэнергии – это на 10% меньше, чем в 2006 году, когда ТЭС и ГЭС страны дали Азербайджану 23,8 млрд. кВт-ч. При этом основной вклад в падение в 2007 году объемов производства электроэнергии внесли тепловые станции Азербайджана, посаженные на «голодный топливный паек»: в минувшем году на ТЭС республики было выработано лишь 19 млрд. кВт-ч против 21,3 млрд. кВт-ч в 2006 году, то есть на 10,8% меньше.

В основе этого электроэнергетического провала Азербайджана лежит, конечно же, прошлогодний дефицит в республике природного газа. Действительно, если в 2006 году, закупив в России 4,5 млрд. куб. м газа, ЗАО «Азеригаз» (монополист в сфере распределения газа в Азербайджане) имело в своем «арсенале» 9,6 млрд. куб. м газового энергоносителя, то в 2007 году лишь 8,6 млрд. куб. м. И это несмотря на увеличение добычи газа предприятиями Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР), оншорными операционными компаниями (ОК) и совместными предприятиями, несмотря на увеличение поставок попутного нефтяного газа, добываемого в рамках международного проекта Азери–Чираг–Гюнешли, а также начала добычи газа на месторождении Шах-Дениз.

В 2008 году ситуация на газовом рынке Азербайджана должна улучшиться. ГНКАР прогнозирует, что госкомпания, оншорные ОК и СП передадут в текущем году «Азеригазу» 7 млрд. куб. м газа, проект АЧГ даст 2,2–2,7 млрд. куб. м, Стадия-1 Шах-Дениза – 1–1,5 млрд. куб. м. Таким образом, в 2008 году суммарный газовый потенциал «Азеригаза» может вырасти до 10,2–11,2 млрд. куб. м, из которых, правда, минимум на 0,3–0,5 млрд. куб. м рассчитывает Грузия (это помимо 0,25–0,3 млрд. куб. м газа Шах-Дениза, идущих по льготной цене в счет оплаты за газовый транзит в Турцию).

Однако даже если в 2008 году газовая ситуация в Азербайджане и станет относительно стабильной («для полного энергетического счастья» республике требуется не менее 14 млрд. куб. м газа в год), это будет означать, что обострение энергетических проблем страны лишь откладывается на 15–20 лет.

Дело в том, что разведанные запасы нефти и газового конденсата Азербайджана составили на начало 2008 года менее 1,5 млрд. т, а природного и попутного нефтяного газа – около 1,5 трлн. куб. м. Поэтому при прогнозируемых официальным Баку ежегодных объемах добычи нефти (60–65 млн. т в год) и газа (более 30 млрд. куб. м в год) этих ресурсов Азербайджану хватит ненадолго: запасы нефти полностью истощатся через 25 лет, а газа через 50 лет. Де-факто углеводородное сырье закончится в Азербайджане, конечно, несколько позднее. Во-первых, в азербайджанском экономическом секторе Каспия могут быть открыты новые месторождения нефти. А во-вторых, снижение добычи нефти и газа в Азербайджане будет происходить, разумеется, не скачком от максимальных объемов до нуля, а с той или иной степенью плавности.

Правда, Азербайджан взял на себя высокие обязательства «альтернативного поставщика энергоресурсов» перед Турцией, США, Евросоюзом и партнерами по ГУАМ. Другими словами, выполняя все обещания и удовлетворяя свои собственные потребности, Азербайджан может истощить свои углеводородные запасы лет на 5–10 раньше.

Поэтому планы Азербайджана производить дополнительные объемы электроэнергии, используя ВЭС или АЭС, мотивированы не столько желанием продавать больше нефти и газа, сколько стремлением обеспечить энергетическую безопасность уже нынешнему поколению своих граждан.

Еще не вечер, но лучше поспешить

В октябре 2003 года ГНКАР и германская компания Nord Wind планировали подписать соглашение о строительстве в Азербайджане первой в истории республики ВЭС NW 44-750VD мощностью 750 кВт и стоимостью в 1 млн. долл. Планировалось также, что уже в 2004 году на совместном предприятии ГНКАР и Nord Wind в Азербайджане будут изготовлены до 100 «ветряков» суммарной мощностью 81,25 МВт (50 мощностью 750 кВт, и по 25 мощностью в 1600 и 150 кВт) и общей стоимостью более 50 млн. долл., способных производить в год более 0,4 млрд. кВт-ч электроэнергии.

Совместный ветроэнергетический проект ГНКАР и Nord Wind был хорош также тем, что в Баку на азербайджано-германском СП планировалось изготавливать двухсекционные сборные башни и винты для всех 100 ВЭС. Наукоемкая начинка совместных ВЭС должна была, правда, поставляться из Германии. Помимо нескольких сотен новых рабочих мест, созданных СП в Азербайджане, этот проект обещал на 40–50% снизить за счет дешевой рабочей силы республики себестоимость азербайджано-германских ВЭС. При сроке эксплуатации ВЭС NW 44-750 VD в 25–30 лет срок окупаемости затрат на один «ветряк» должен был составить около 6 лет.

Однако затея не удалась. По неофициальной версии, двум лоббистским группам Азербайджана просто не удалось, как «детям героя революции лейтенанта Шмидта», прийти к разумному компромиссу.

Вторая попытка «взять вес ВЭС» была предпринята в Азербайджане в 2007 году. Корейские компании STS и Kepko предложили правительству Азербайджана проект строительства 10 ВЭС мощностью по 2 МВт каждая. Стартовая стоимость этого проекта была оценена в 20 млн. долл., а суммарное производство электроэнергии 10 ВЭС должно было составить более 0,07 млрд. кВт-ч в год. В перспективе корейские компании готовы были построить еще 20 аналогичных ВЭС, доведя тем самым ветровой электроэнергетический потенциал Азербайджана до 60 МВт, а объем производимой «ветряками» электроэнергии до 0,21 млрд. кВт-ч в год.

Однако, как нам сообщили в Министерстве промышленности и энергетики Азербайджана, несмотря на вроде бы озвученные договоренности с корейскими компаниями, переговоры с ними все еще продолжаются. Потому что у корейских компаний нет ни своих конструкторских разработок ВЭС, ни технологий их производства. По сути, корейские партнеры предложили Азербайджану принять их посреднические услуги по закупке и установке в республике отнюдь не корейских ВЭС. Поэтому параллельно с корейскими компаниями Азербайджан продолжает вести переговоры по ВЭС и с другими компаниями, в том числе и германскими.

Для удовлетворения всех электроэнергетических потребностей Азербайджану понадобятся либо 60 тысяч германских ВЭС мощностью 750 кВт и стоимостью до 60 млрд. долл., либо 34 тысячи корейских ВЭС мощностью по 2 МВт и стоимостью 68 млрд. долл. Другими словами, ВЭС – это так, дань моде, а не радикальное средство решения электроэнергетических проблем. В Баку это поняли и отказались от решения не строить на своей сейсмически активной территории АЭС.

Правда, дальше признания АЭС единственным реальным энергетическим спасителем Азербайджана дело пока также не пошло. И все заявления о том, что уже в 2014 году начнется строительство этой самой АЭС, – это пока только слова. Хотя если начинать строить первый энергоблок АЭС мощностью 1000 МВт (тоже плановые цифры) в 2014 году, готов он будет лишь лет через 10–12. То есть к тому времени, когда будут почти исчерпаны нефтяные и газовые запасы на месторождениях ГНКАР, оншорных ОК и СП, а также на блоке АЧГ, и основным источником углеводородного сырья для Азербайджана станет один-единственный Шах-Дениз. При этом один энергоблок АЭС мощностью 1000 МВт способен вырабатывать 7,5 млрд. кВт-ч электроэнергии в год. Это означает, что для того, чтобы не оставить будущие поколения граждан Азербайджана при лучине в качестве источника освещения и дровах как источнике тепла, республике нужна АЭС не с одним, а с тремя, лучше с четырьмя энергоблоками по 1000 МВт каждый.

АЭС из четырех энергоблоков потянет на 5 млрд. долл. Сказать, что у Азербайджана таких денег нет, значило бы погрешить против истины. В госбюджете Азербайджана на 2008 год на промышленность и строительство, в том числе автомобильных дорог, мостовых развязок и отделанных бронзой и мрамором подземных переходов выделено 2,84 млрд. манатов – это свыше 3,4 млрд. долл. Другими словами, деньги на АЭС у Азербайджана есть. Чего у республики пока нет, так это специалистов, способных обслуживать работу АЭС, а главное, озвученного политического решения о том, какая страна – Россия, США и т.д. – получит подряд на строительство АЭС. Именно оно, это политическое решение, и рассеет туман велеречивых слов и запустит атомный проект Азербайджана.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1469
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1676
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1778
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4093

Другие новости