0
2387
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.02.2008 00:00:00

Зачем Китаю газовые кладовые Центральной Азии?

Владимир Матвеев

Об авторе: Владимир Александрович Матвеев - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: китай, газ, шос


В последние годы спрос на газ в Китае растет двузначными ежегодными темпами. Ожидается, что к 2008 году Китай перейдет знаковый рубеж и потребление природного газа в стране превзойдет собственную добычу. Вот и за 2006 год, по данным китайской статистики, темпы роста спроса на газ составили 21,6%, что существенно превышает темпы его добычи (17,2%). К 2010 году, как полагают китайские аналитики, объем спроса на газ достигнет 100 млрд. куб. м. Однако в расчетах об уровне добычи имеются разночтения. Согласно данным, приведенным в Синей книге «Энергетика-2007» (издание Академии общественных наук КНР), объем добычи достигнет 80 млрд., в то же время согласно ориентирам 11-й пятилетки Китая добыча газа должна достичь 92 млрд. куб. м.

Таким образом, дефицит газа на 2010 год может составить 8–20%, который надо обеспечить за счет импорта. К 2020 году ситуация с обеспечением страны собственным газом усугубится. Большинство прогнозов китайских ученых сходится на том, что объем спроса на газ составит 200 млрд. куб. м, в то время как добыча не превысит рубежа в 100 млрд. куб. м. То есть в 2020 году уже 100 млрд. куб. м, или 50%, требуемого природного газа придется импортировать.

Разночтения в прогнозах

Однако в реалиях Китая представленная картина за пределами 2010 года выглядит не столь четко и особенно в прогнозе потребления газа. Если большинство китайских аналитиков уверенно говорят об объеме потребления в 200 млрд. куб. м, то российские аналитики (А.Конторович, А.Коржубаев и др.) предостерегают от эйфории и прогнозируют объем потребления всего в 155 млрд. куб. м.

Имеющиеся расхождения в перспективных оценках потребления газа за пределами 2010 года связаны прежде всего с отсутствием развитой инфраструктуры транспортировки и сбыта газа, высокой стоимостью ее сооружения и с неясностью окончательной позиции правительства Китая в отношении целесообразности наращивания добычи угля – основного энергетического ресурса страны и наиболее дешевого.

Сейчас в энергобалансе КНР преобладает уголь, доля которого с 2000 по 2006 год устойчиво держится на уровне 69–70%. Уголь в Китае является замыкающим энергоносителем, и быстрый рост потребностей экономики в энергоносителях поддерживался ускоренным ростом его добычи. Довольно длительное время по объемам добычи угля Китай занимает первое место в мире. С учетом гигантских запасов угольная промышленность на многие десятилетия будет оставаться базовой отраслью его энергетики. Однако существуют два лимитирующих фактора. Во-первых, угольная промышленность Китая, составляющая около 40% мировой добычи, достигла определенного технологического предела. Во-вторых, доминирование угля в топливно-энергетическом балансе страны как основного энергоносителя для энергетики усугубляет и без того серьезные экологические проблемы в большинстве регионов страны. Проблема загрязнения окружающей среды из-за роста выбросов тепловых электростанций, работающих на угле, все больше актуализируется, что требует улучшения структуры использования энергоресурсов за счет ускоренного роста газопотребления. В пятилетнем плане КНР на 11-ю пятилетку принята программа по сокращению вредных выбросов. Органы власти крупнейших мегаполисов страны, где экологические проблемы особо остры, начинают предпринимать практические меры по ограничению потребления угля.

Исходя из этого, поддержание устойчивого роста китайской экономики в немалой степени связано с увеличением доли потребления эффективных энергоносителей: природного газа, нефти, гидроэнергии и атомной энергии, хотя сейчас их доля в структуре производства энергоресурсов относительно невелика. Однако вовлечение в оборот эффективных энергоресурсов сопряжено с немалыми трудностями. Наиболее напряженная ситуация с основным стратегическим ресурсом – нефтью. К 2010 году предполагается увеличение дисбаланса между спросом на нефть и ее предложением, что требует массированных импортных поставок из всех возможных источников. Дальнейшее наращивание инвестиций в сфере гидроэнергетики и атомной энергетики требует существенных объемов капитальных вложений.

Газ – определяющий фактор экономики

В итоге в настоящее время газовая промышленность объективно становится определяющим фактором дальнейшего развития экономики Китая, на ускоренное развитие которой брошено все внимание страны.

Китай располагает значительными запасами природного газа. По оценкам китайских экспертов, потенциальные ресурсы газа в Китае могут достигать 25 и более трлн. куб. м. Объем разведанных запасов газа в настоящее время составляет около 2,5 трлн. куб. м, и, по сообщениям китайской прессы, сейчас идет активный прирост доказанных запасов в различных газодобывающих районах страны.

Однако не все так просто в сфере газовой промышленности КНР. Основной объем разведанных в КНР запасов природного газа сосредоточен в Западном Китае (более 1,5 трлн. куб. м), а основные центры потребления газа расположены в восточных провинциях. Большинство открытых месторождений не являются крупными и имеют сложные условия добычи. В итоге это выливается в достаточно высокую себестоимость добычи газа (70–140 долл. за 1000 куб. м) и требует строительства капиталоемких газотранспортных систем. С учетом транспортировки газа в основные районы потребления на восточном побережье конечные цены на газ будут достаточно высоки, что объективно ограничивает сферу потребления газа только высокоэффективными отраслями.

Чтобы покрыть дефицит газа, возникающий с текущего года, Китай приступил к формированию системы приема и регазификации СПГ, а также сооружению газопроводов для транспортировки регазифицированного газа в южных провинциях страны. Принято окончательное решение сделать ставку на импорт СПГ из стран Юго-Восточной Азии, Африки и Персидского залива. Таким образом, предполагается, что добыча газа на собственных месторождениях, включая ввод в эксплуатацию новых месторождений в Таримском, Ордосском и Цайдамском бассейнах, а также растущие закупки СПГ обеспечат основные потребности Китая в газе до 2010 года.

В более дальней перспективе – до 2020 года – развитие газовой отрасли может пойти по двум основным сценариям.

По первому предполагается, что существующие запасы природного газа и тенденции существенного прироста его в основных газоносных бассейнах позволят Китаю сделать ставку на приоритетность развития собственной газодобычи. В официальных документах правительства Китая, касающихся национальной безопасности, приняты в качестве ведущих принципов энергетической политики ставка на развитие собственных энергоресурсов, а также многовекторность каналов получения импортных энергоресурсов. По второму сценарию после 2010 года ресурсы старых и вновь введенных месторождений природного газа не смогут обеспечить растущий спрос на газ, вот тогда и возникнет необходимость не только роста поставок СПГ на восточное и южное побережья Китая, но и импорта газа из континентальных месторождений природного газа в Центральной Азии и России.

Дефицит газа неравномерно распределен по двум крупным зонам газопотребления страны. Первая зона – северо-восточные и центральные провинции Китая. Вторая зона – прибрежные провинции южного и восточного направления.

Планируется, что в прибрежных провинциях юга и востока, а также в прибрежных районах Бохайского залива на севере Китая дефицит газа будет компенсироваться как за счет транспортировки газа из западных районов страны, так и в большей степени за счет использования СПГ. Ожидается, что потребление СПГ в Китае в 2020 году может составить не менее 20 млрд. куб. м.

Дефицит газа в северо-восточных и центральных провинциях Китая будет покрываться наращиванием добычи в западных и центральных районах страны с дальнейшей транспортировкой магистральными газопроводами потребителям и поставками газа на западную границу Китая из Центральной Азии и России.

Одной из особенностей современного развития газовой промышленности Китая является то, что до 2005 года транспортировка газа из газодобывающих районов осуществлялась посредством региональных газопроводов, связывающих разрабатываемые месторождения с близлежащими потребителями.

Теперь же одной из важнейших проблем перспективного развития газовой промышленности Китая, наряду с сооружением портовых терминалов для приема метановозов, регазификационных установок и газораспределительной сети становится формирование общенациональной газотранспортной системы с пропускной способностью до 150 млрд. куб. м в год. Национальная газотранспортная система будет включать магистральные газопроводы, пересекающие территорию страны по направлениям Запад–Восток и Запад–Юг с сооружением боковых ответвлений в центральных и восточных регионах страны.

Учитывая нарастающий дисбаланс между добычей и потреблением газа, предполагается крупную роль в подпитке всей газотранспортной системы сориентировать на экспортные потоки газа из Центральной Азии и России.

И здесь возникает принципиальный вопрос об эффективности доставки собственного и импортируемого газа крупным потребителям восточных провинций.

Ряд китайских экономистов критикуют коммерческую жизнеспособность весьма дорогостоящего чисто китайского проекта газопровода «Запад–Восток», общие затраты на добычу и доставку газа из Тарима в Шанхай обойдутся в 18 млрд. долл. На сегодняшний момент имеются два варианта подпитки этого газопровода импортным газом. Первый вариант – это центральноазиатский газопровод из Туркмении через Казахстан на Синцзян. Второй – российский газопровод «Алтай» также в Синцзян. Экономические расчеты по центральноазиатским вариантам транспортировки газа неизвестны. Как нет и оценок эффективности подачи западносибирского газа по газопроводу «Алтай» (и далее по китайской газотранспортной магистрали) в восточные районы Китая.

Однако в реалиях рыночной экономики затраты на дополнительную транспортировку (более 4000 км) западносибирского газа от российско-китайской границы в восточные и юго-восточные районы Китая, по экспертной оценке, будут существенно превышать даже цены на импортный СПГ в этих же районах, и он не будет пользоваться спросом ни в энергетике, ни в других отраслях промышленности. При этом предложение по СПГ на мировом рынке превышает спрос, и всегда можно найти требуемые объемы газа по спотовым контрактам, правда, по ценам более чем в 2 раза превышающим цены по долгосрочным контрактам. Цены на СПГ в портах Южного Китая (по состоянию на ноябрь 2007 год) по долгосрочным контрактам составляют 115–142 долл. за 1000 куб. м, цены же спотовых поставок из Алжира, Нигерии и Омана – 300–340 долл. за 1000 куб. м.

Желание Китая, в чьей энергетике превалирует более дешевый энергоноситель – уголь, привязать цену импортного газа к цене на уголь делало неэффективным экспорт российского газа. В итоге, хотя и заключены договоры о покупке до 68 млрд. куб. м российского газа, действия Китая в переговорном процессе с «Газпромом» показывают отсутствие в обозримой перспективе заявленных потребностей в западносибирском газе (30 млрд. куб. м) при высоких ценах его предложения «Газпромом».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1545
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1745
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1855
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4211

Другие новости