0
2089
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

10.06.2008 00:00:00

Отсутствие квалификации у спецов ведет к потерям

Денис Кириллов

Об авторе: Денис Кириллов - заместитель директора Института национальной энергетики.

Тэги: экономика, агзс, развитие, налог


Российские власти выступили с целым рядом инициатив, способных оказать положительное влияние на экономику страны. Среди них – повышение уровня использования попутного нефтяного газа (ПНГ), создание условий для развития малого бизнеса и сельского хозяйства. Так или иначе, но все это связано с рынком сжиженного углеводородного газа (СУГ, пропан-бутан). Достаточно сказать, что СУГ является продуктом переработки ПНГ, большая часть розничного рынка контролируется мелкими частными предприятиями, а кроме того, пропан-бутан остается наиболее доступным видом топлива – его стоимость в два раза ниже цены на дизель и автобензин марки Аи-80. Это крайне важно для владельцев персонального и муниципального автотранспорта, но в первую очередь для сельхозпредприятий, использующих специальную технику в период посевных и уборочных работ. Однако сегодня в нашей стране создалась ситуация, которая отнюдь не способствует развитию рынка СУГ, что блокирует решение задач, поставленных правительством и президентом России перед чиновниками и хозяйствующими субъектами.

Благо или наказание

Проблемы у розничных продавцов сжиженного газа начались еще в прошлом году, а касались они порядка уплаты Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с автогазозаправочных станций (АГЗС) и многотопливных автозаправочных станций (МАЗС). «Вмененка» – это льготный режим, который может применяться мелкими предпринимателями наряду с общей системой налогообложения. Этот режим должен был стать большим благом для торговцев. Но из-за неправильного его применения он превратился в наказание. Важно отметить, что в мировой практике ЕНВД не только упрощает работу предпринимателей, но и улучшает администрирование налогообложения. Например, достаточно сложно контролировать продажи крупных вещевых, строительных и продуктовых рынков, торговых комплексов, обороты маршрутных такси, автомоек. Применение вмененного налога решает эту проблему. Рассчитывается базовая доходность конкретной торговой точки и умножается на количество таких мест или площадь, где осуществляется реализация товаров. Ставка ЕНВД составляет 15% общей суммы дохода, а субъекты Федерации имеют право вводить понижающий или повышающий коэффициенты, корректирующие величину базовой доходности в зависимости от условий ведения, а соответственно успешности результатов предпринимательской деятельности. При этом в НК прописаны ограничения применения ЕНВД. В частности, этот режим нельзя задействовать крупным предприятиям, скажем, если площадь магазина превышает 150 м (только та, где ведутся продажи, исключая уборные, склады, раздевалки для персонала и т.д.), а парк грузового автотранспорта составляет более двадцати единиц. Крупные компании, такие, например, как «Газпром» и «СИБУР Холдинг», вообще не могут использовать данный налоговый режим. Механизм использования ЕНВД в Налоговом кодексе прописан очень разумно, по аналогии с цивилизованными странами, он понятен и прост. Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход, величина которого рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Например, в маршрутном такси ЕНВД определяется по количеству посадочных мест. В магазинах система несколько другая – расчет данного налога ведется исходя из площади торгового павильона, где известен показатель базовой доходности каждого квадратного метра. Но в законе не обозначены все возможные варианты и способы применения «вмененки». А трактовкой «непонятных» положений этого режима должен заниматься Минфин, который обязан отвечать на запросы представителей бизнеса, чтобы снять все спорные моменты. Именно «разъясняющие» письма этого министерства привели участников газомоторного рынка в полное замешательство.

Непонятные критерии

В прошлом году Минфин предлагал брать вмененный налог с АГЗС, как с торгового павильона. Однако определить площадь торгового зала на газовых станциях, где, как известно, нет ни стен, ни пола, оказалось проблематично. Что именно считать «торговым залом» на территории АГЗС – козырек с раздаточными колонками, операторскую, стоянку, разгонные полосы или все вместе. Если брать всю территорию заправки, то ее площадь, как правило, больше 150 кв. метров, а соответственно (по аналогии с магазинами) ЕНВД здесь нельзя применять – это уже считается крупным бизнесом. Однако нужно понимать, что большинство владельцев АГЗС имеют одну-две заправки, а на каждой станции работают менее 15 человек, поэтому считать такой бизнес крупным было бы очень странно. По новой классификации он даже не мелкий, а микроскопический. Естественно, что в такой ситуации «разъясняющие» письма Минфина вызвали полное недоумение на газомоторном рынке. Арбитражная практика, сложившаяся в прошлом году, давала по этому вопросу совершенно противоречивые результаты, а соответственно получить на него однозначный ответ так и не удалось.

С вступлением в силу новых поправок в НК в 2008 году ситуация еще более осложнилась. Ничего конкретного, что касалось бы правил взимания ЕНВД с АГЗС, не появилось, но, ссылаясь на внесенные в законодательство изменения, Минфин рекомендовал в своих «разъяснительных» письмах собирать вмененный налог с газовых заправок уже не с «торгового зала», а с «торгового места». Такой порядок полезен и справедлив, например, для администрирования налогообложения крупных продуктовых рынков. Он предполагает, что продавцы могут платить фиксированный ЕНВД по количеству торговых мест, если они не превышают пяти метров. В противном случае им нужно определять площадь и оплачивать каждый квадратный метр на основе базовой ставки доходности в 1800 руб. Именно такую систему было предложено использовать и для взимания ЕНВД с АГЗС. Причем здесь Минфин считает торговым местом всю площадь земельных участков, на которых расположены заправки. Причем если раньше были какие-то ограничения (150 м), то теперь их не стало. Теперь представителям газомоторного бизнеса предлагается платить налог не только с торговых точек или места, где осуществляются сделки купли-продажи, но со всей площади – где находятся клумбы, стоянка, мусоросборники, пожарные резервуары, зона отчуждения, закопанные емкости для хранения топлива, резервная электростанция. Большая часть земельного отвода под АГЗС используется для размещения и обслуживания технологического оборудования, а также объектов, необходимых для обеспечения безопасности. В результате таких нововведений налоговая нагрузка на «газовую розницу» выросла в разы.

Если в прошлом году сумма ЕНВД одной из АГЗС города Владимира (располагается на площади в 3108 кв. м) составляла около 6 тыс. руб. в месяц, то теперь ее владельцы должны платить уже 498,9 тыс. руб. (рост в 83 раза). Аналогичная станция в городе Мичуринске Тамбовской области (3441 кв. м) теперь по рекомендации Минфина вынуждена ежемесячно перечислять 814,6 тыс. руб. (увеличение в 135 раз) вместо все тех же 6 тыс. Чиновники Минфина не могут или не хотят исправлять эту ситуацию. Министерство не наладило качественной «обратной связи» с бизнесом и общается с ним лишь «по переписке», не утруждая себя ответами на вопросы, требующие обязательной и срочной реакции профильного ведомства. Поэтому каждый участник рынка вынужден самостоятельно выходить из этой ситуации. Все это является сильнейшим стимулом для развития коррупции. Представьте, что местный налоговый инспектор будет с рулеткой определять площадь, с которой нужно платить налог.

Сложно поверить, что такая политика проводится в отношении газомоторного рынка умышленно. Не исключено, кто-то решил найти очередной способ увеличения сборов, или нефтяники пытаются задушить газомоторный рынок. Но получается, что последствия «ошибочной» трактовки НК для экономики нашей страны – с учетом программ утилизации ПНГ, развития сельского хозяйства и малого бизнеса и даже борьбы с коррупцией чиновников – будут крайне негативными, а их возможные масштабы трудно даже представить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
433
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
369
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
341
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
378

Другие новости