0
2727
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.12.2008 00:00:00

Новый вариант энергобезопасности


Главный для Баку критерий в вопросах экспортных поставок нефти и газа – коммерция.
Фото Эмина Баширова

В середине ноября в столице Азербайджана прошел IV Энергетический cаммит, участие в котором приняли представители 21 страны. В Декларации, подписанной по итогам саммита 15 странами и Еврокомиссией, были вновь, как и на аналогичных саммитах в Кракове (2006 год), Вильнюсе (2007 год) и Киеве (май 2008 года), политически поддержаны энергетические маршруты, идущие в Европу в обход России, в том числе нефтепроводный Одесса–Броды и гипотетический газопроводный Nabucco. Два ключевых каспийских игрока – Казахстан и Туркменистан – свои подписи под Декларацией не поставили, а подпись Азербайджана пока не обеспечена необходимыми экспортными объемами нефти и газа республики.

Катализатор политического пиара

В своем выступлении в Баку министр энергетики США Самюэль Бодман приравнял значение Декларации IV Энергетического саммита к подписанию в 1994 году Соглашения по разработке каспийского блока месторождений Азери–Чираг–Гюнешли (АЧГ), имеющего громкий пиар-статус «контракта века». Вероятно, таким лестным сравнением Бодман стремился подтянуть имидж IV Энергетического саммита до уровня главного нефтяного проекта Азербайджана. Однако если оценивать реальные итоги саммита в Баку, министр США скорее принизил таким сравнением значение проекта АЧГ, чем повысил оценку итогов IV Энергетического.

Потому что итоги, в общем-то, весьма скромные. Ведь очередными, затертыми до блеска медного гроша заявлениями о важности для энергетической безопасности Европы таких транспортных проектов, как нефтепроводы Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) имени Гейдара Алиева и Баку–Супса, газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум (БТЭ), эту самую безопасность вряд ли усилишь. Да и для политически поддержанных в Баку странами – импортерами энергоресурсов (среди 15 стран, подписавших Декларацию IV Энергетического саммита, экспортер нефти и газа только один – Азербайджан) проектов Одесса–Броды–Гданьск и Nabucco нужны не столько декларации, сколько экспортные объемы нефти и газа. А вот об этом на саммите предпочитали не говорить – потому что предметно говорить было не о чем.

Провальной оказалась и наиглавнейшая тема всех четырех энергетических саммитов в Кракове, Вильнюсе, Киеве и Баку – тема аверса нефтепровода Одесса–Броды, наполнения его нефтью Каспия, об интересе к которой на IV Энергетическом говорили президенты Украины Виктор Ющенко, Польши Лех Качиньский, Литвы Валдас Адамкус, вице-президент Болгарии Ангел Марина и ряд других экспертов. Увы, главная интрига и главный вопрос саммита о запуске нефтяного маршрута Баку–Одесса–Броды были сведены президентом Ющенко к заявлению, что технико-экономическое обоснование проекта пока не готово. Надо подождать до декабря, и тогда уже, имея на руках ТЭО, принимать окончательное решение.

При этом президент Украины сделал заявление, далекое от принципов рыночной экономики. Оказывается, главное условие для успеха проектов Одесса–Броды и Nabucco заключается в том, что «должна быть выражена политическая воля, а решение бизнес-вопросов – дело второго этапа».

От «выраженной же политической воли» Азербайджана требуется, как заявил в Баку уполномоченный президента Украины по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский, готовность выделять на первых порах для проекта Одесса–Броды 5–9 млн. т нефти республики в год, из которых украинские НПЗ рассчитывают на 5–6 млн. т.

Азербайджану, кстати, вполне по силам наполнить трубу Одесса–Броды 5–6 млн. т своей нефти в год (9 млн. т в год – цифра нереальная). Для этого, во-первых, по нефтепроводу Баку–Супса необходимо прокачивать 5–6 млн. т нефти проекта АЧГ в год. Из этих объемов Азербайджану полагаются около 80% нефти АЧГ. Во-вторых, по нефтепроводу Баку–Новороссийск прокачивать более 1 млн. т нефти Государственной нефтяной компании Азербайджанкой Республики (эти объемы ГНКАР реально прокачает в 2008 году). И, в-третьих, все доставленные на Черное море 5–6 млн. т нефти ГНКАР и долевой АЧГ Азербайджану надо влить в трубу Одесса–Броды.

Однако заявление президента Украины о главенстве «политической воли» в вопросах поставок энергоресурсов Каспия в Европу по тому же нефтепроводу Одесса–Броды де-факто не поддержал президент Азербайджана Ильхам Алиев, который после IV Энергетического саммита побывал в Италии и сделал здесь ряд важных заявлений. «Мы реализуем свои энергетические проекты только с точки зрения коммерции, диверсификации, безопасности и долгосрочного партнерства. И именно в этом контексте будут рассматриваться все предложения. Сегодня азербайджанская экономика на 100% рыночная, и если цена хорошая, то, естественно, любое предложение может быть оценено», – заявил президент Алиев. Другими словами, для Азербайджана на первом месте – не «политическая воля» и не энергобезопасность Европы, а коммерция. И тот факт, что Киев, с 2000 года уговаривающий Баку направить азербайджанскую нефть в трубу Одесса–Броды, за восемь лет так и не получил желаемого, свидетельствует о том, что Украина до сих пор не сделала Азербайджану «ценового предложения, от которого нельзя отказаться».

Кроме того, для Азербайджана основным экспортным нефтепроводом является все же БТД, пропускная способность которого уже достигла 50 млн. т нефти в год. Однако у Азербайджана пока недостаточно нефти даже для проектного заполнения БТД: в 2008 году в республике, вопреки первоначальным прогнозам, будут добыты не 52,6 млн. т нефти и газоконденсата, а лишь около 46 млн. т, из которых до 7,6 млн. т должны быть переработаны на НПЗ Баку.

Судьба Nabucco зависит не от Азербайджана

В Декларации IV Энергетического саммита высказана активная поддержка проекта Nabucco. И в Италии президент Алиев прямо заявил, что реализация Nabucco больше зависит не от Азербайджана, а от «деятельности компаний – участниц проекта, транзитных вопросов, присоединения к проекту стран Центральной Азии». И в первую очередь Туркменистана и Казахстана – не поддержавших Декларацию IV Энергетического саммита.

Действительно, для Европы газа у Азербайджана пока нет. Добыча товарного газа в республике в 2008 году составит менее 16 млрд. куб. м. Которые необходимо поделить между потребителями Азербайджана (потребность – 12 млрд. куб. м газа в год), Грузии (обещания Баку тянут на 1 млрд. куб. м) и Турции (по контракту от 2001 года – до 6,6 млрд. куб. м в год). Другими словами, суммарные обязательства Азербайджана перед внутренними и внешними потребителями в объеме 19,6 млрд. куб. м республика сможет выполнить в 2008 году лишь на 81,6%.

Дополнительные объемы товарного газа Азербайджану может дать только «Стадия-2» проекта Шах-Дениз (проектный максимум – 8,6 млрд. куб. м). Однако «Стадия-2» еще даже не санкционирована. «Добычу газа мы пока не довели до максимума, надеемся, что достигнем этого в ближайшие пять-шесть лет», – заявил в Италии президент Алиев. Если эти надежды исполнятся, то в идеале лишь к 2015 году у республики появятся до 25 млрд. куб. м товарного газа. Вот тогда разговор о 6–7 млрд. куб. м газа для Nabucco станет вполне предметным. Тогда и станет ясно, кто получит экспортные 6–7 млрд. куб. м газа «Стадии-2» – Турция, Nabucco, Россия, Иран и т.д. А критерий выбора покупателя будет определять все та же коммерция. «Ко всем имеющимся на руках газовым предложениям мы подходим одинаково. Это чисто коммерческий вопрос», – подчеркнул в Италии президент Алиев.

Другими словами, хотя Азербайджан Декларацию IV Энергетического саммита и подписал, но главный для Баку критерий в вопросах экспортных поставок нефти и газа – все же коммерция. А «политическая воля» подписавших Декларацию 15 стран и Еврокомиссии, как ни напирай на нее президент Украины, дополнение, конечно, важное, но это именно дополнение со статусом «совещательного голоса».

Не спасло скромный имидж IV Энергетического саммита и подписанное в день его работы между ГНКАР и «КазМунайГазом» соглашение «Об основополагающих принципах Транскаспийской транспортной системы». Соглашение, конечно, громкое, предполагающее экспорт в обозримом будущем по трубе БТД от 0,5 до 1,2 млн. баррелей казахстанской нефти в сутки (от 23 до 56 млн. т в год). Тем более что в октябре началась прокачка по БТД казахстанской нефти Тенгиза. И обстоятельство это дало участникам IV Энергетического саммита громко заявить в Баку о создании Евразийской энерготранспортной системы, по которой нефть Казахстана и Азербайджана пошла на Запад в обход России.

Правда, с октября 2008 года по БТД экспортируется в среднем 5 тыс. баррелей нефти Тенгиза в сутки (это 0,5% мощности БТД), которые просто не помещаются в заполненную на 100% трубу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). По которой на Запад через территорию России прокачиваются свыше 660 тыс. баррелей нефти Казахстана в сутки. При этом в 2008 году, как заявил в Баку министр энергетики Казахстана Сауат Минбаев, будут добыты 70 млн. т казахстанской нефти, а в 2015 году – уже 100 млн. т. Однако к 2012 году должна вырасти и пропускная способность КТК – на 34 млн. т нефти в год. Поэтому куда попадет в 2015 году нефтяной прирост Казахстана в объеме 30 млн. т – в трубу КТК или БТД, решит скорее всего все та же коммерция.

Ну а Одесса–Броды, Nabucco, Евразийская энерготранспортная система – за неимением нефти и газа их приходится пока заполнять «словами, словами, словами», для произнесения которых необходимы саммиты, саммиты, саммиты.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1479
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1687
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1791
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4110

Другие новости