0
3004
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

17.03.2009 00:00:00

Энергосбережение с большой буквы

Виктор Котомкин

Об авторе: Виктор Котомкин - специалист компании Energy Saving International AS (ENSI).

Тэги: энергетика, экология, экономия


Не секрет, что в большинстве муниципальных зданий России, таких как школы, больницы, детские сады, офисы и проч., энергия расходуется крайне неэффективно. Затраты на 1 кв. м отапливаемой площади значительно превышают аналогичные показатели стран Северной Европы.

Практический опыт, накопленный в Мурманской, Архангельской областях и Республике Карелия, показывает, что при грамотном подходе к разработке и реализации энергосберегающих проектов, в существующих зданиях достигается экономия энергии от 30 до 60% при сроке окупаемости инвестиций не более 5 лет. Это означает, что сегодня как минимум треть муниципальных затрат на энергоснабжение зданий теряется, не принося никакой пользы.

Во многом реализация энергосберегающих проектов в перечисленных регионах стала возможной благодаря созданию квалифицированных Центров энергетической эффективности с помощью норвежских партнеров и специальным финансовым программам Северной финансовой экологической корпорации (НЭФКО). НЭФКО помимо выделения льготных кредитов для выполнения энергосберегающих проектов в зданиях социального назначения (кредитуется 90% общих инвестиций под 3% годовых на срок до 5 лет) способствует внедрению эффективных схем контроля и управления выделенными средствами. Проекты с момента их обозначения и до полного завершения находятся под контролем профессиональной компании, нанятой НЭФКО по отдельному договору. В задачи этой компании входит взаимодействие с заемщиком, начиная с подготовки проекта и до его полного завершения. В том числе осуществляются проверка и одобрение бизнес-плана, контроль проведения тендеров, хода реализации проектов, проверка качества работ и целевого использования денежных средств. Разработчиками и менеджерами проектов выступают местные Центры энергетической эффективности. Целый ряд городов и поселков смог воспользоваться такой возможностью и реализовать хорошие проекты с минимальным привлечением бюджетных средств. Этот опыт, несомненно, должен быть изучен и использован во всех регионах России. Особенно важно использовать накопленный опыт управления проектами и финансами при выделении средств в рамках федеральных программ.

Помимо финансовых существуют и другие барьеры, препятствующие развитию процессов повышения энергоэффективности. К ним относятся: отсутствие умений и навыков в разработке и реализации энергосберегающих проектов, ведении системы энергомониторинга и т.д. Главная проблема заключается в том, что сегодня никто в муниципалитетах не имеет полной информации о реальном состоянии дел с потреблением энергии, существующем уровне эффективности использования энергии и никто не управляет затратами на энергетические ресурсы. Главы муниципалитетов в подавляющем большинстве случаев не хотят заниматься этими вопросами, даже несмотря на возможность получения льготного финансирования. Проекты реализовывались только в тех городах, где руководители местных администраций действительно заботятся о благосостоянии своих городов, понимают существующую проблему и считают энергосбережение одним из инструментов эффективного управления бюджетными средствами. В прежние годы таким был мэр г. Кировска Мурманской области, сейчас можно отметить руководителей Сегежи, Онеги, Вельска, Новодвинска, Котласа. Но с уходом такого человека, как правило, прекращаются все работы, как это случилось в том же Кировске. К большому сожалению, системности и государственного влияния на эти процессы пока не существует.

Но даже и в этих условиях многие вопросы могут быть решены путем разработки долгосрочных муниципальных программ по энергосбережению, иначе называемых Муниципальными планами энергетической эффективности (МПЭЭ). Одним из инструментов МПЭЭ является база данных, включающая информацию о техническом состоянии и энергопотреблении всех бюджетных зданий. Ее создание и использование дает возможность получить сравнительную характеристику эффективности использования энергии во всех зданиях и направлять инвестиции именно в те здания, где энергия используется наименее эффективно. Это позволяет наиболее рационально распоряжаться имеющимися финансовыми ресурсами. Комплексный подход при разработке МПЭЭ подразумевает решение следующих задач: обучение местных специалистов вопросам эффективного использования энергии; создание рабочей группы энергоэффективности для разработки и реализации программы и для обеспечения участия всех необходимых муниципальных департаментов; выявление имеющихся проблем и разработка плана по устранению препятствий на пути развития программы энергоэффективности; создание базы данных по энергопотреблению муниципальных зданий; создание схем финансирования на принципах «револьверного фонда», когда сэкономленные средства направляются на реализацию следующих проектов: создание системы энергомониторинга, позволяющей поддерживать энергопотребление на оптимальном уровне; совершенствование методов эксплуатации и обслуживания; разработку среднесрочной и долгосрочной программ энергетической эффективности.

И в России в рамках российско-норвежского сотрудничества, и в соседних странах накоплен опыт проведения специальных обучающих программ для муниципальных служащих. При этом местные специалисты приобретают необходимые профессиональные знания, методики, специализированные программные продукты для выполнения различных задач (энергетические, экологические и экономические расчеты, ведение системы энергомониторинга и проч.).

Например, именно таким путем были созданы программы по энергоэффективности для Алма-Аты и Бишкека. В Казахстане опыт Алма-Аты планируется довести до руководителей других городов. В 2008 году началась разработка программы, основанной на этих принципах, в Архангельске.

Основными координаторами и местными помощниками администраций при разработке МПЭЭ являются Центры энергетической эффективности. К сожалению, приходится констатировать, что Центры энергетической эффективности, созданные на северо-западе России более 10 лет назад, с трудом обеспечивают себя работой и находятся на грани выживания. При такой-то расточительности в энергопотреблении нет спроса на их услуги! А ведь именно благодаря этим центрам были разработаны и реализованы многие проекты и сэкономлены огромные бюджетные средства. Именно наличие квалифицированных центров позволяло, и пока еще позволяет, привлекать иностранных инвесторов. Но где же собственные источники финансирования, кто вообще реально заинтересован в прекращении существующей бесхозяйственности?

Основная цель начавшейся реформы бюджетных процессов заключается в повышении эффективности управления бюджетными средствами и повышении ответственности руководителей за их эффективное использование. При этом планируется переход к организации бюджетного процесса на принципах БОР (бюджетирование, ориентированное на результаты) и к программно-целевым методам бюджетного планирования. Проект нового Закона «Об энергосбережении» так же должен активизировать работу по повышению эффективности использования энергии. Законом предусматривается введение понятия «коэффициент энергоэффективности помещений» и стимулирование повышения энергоэффективности помещений. Законом определяется порядок разработки планов энергоэффективности и выделения субсидий на их реализацию.

Станут ли эти новшества реальными стимулами, покажет время. Но вопросы о том, кто будет профессионально заниматься этими задачами, как это будет поддержано правительством, будет ли востребован имеющийся опыт, остаются.

Финансирование экологических проектов

Северная Экологическая финансовая корпорация (НЕФКО) – это международная финансовая организация, созданная в 1990 году пятью Скандинавскими странами: Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией. Основная задача НЕФКО – финансирование экономически выгодных экологических проектов в сопредельных Скандинавским странам регионах Восточной Европы. Штаб-квартира НЕФКО расположена в Хельсинки, при Северном инвестиционном банке (NIB). В своем распоряжении НЕФКО имеет ряд фондов для финансирования экологических проектов в России, Украине и Белоруссии и других странах. НЕФКО предлагает займы и льготные кредиты компаниям и предприятиям всех форм собственности, а также муниципальным образованиям, реализующим проекты, положительно влияющие на окружающую среду. Проекты, финансируемые НЕФКО, должны соответствовать критериям экологической устойчивости, а также обеспечивать существенное снижение количественных показателей выбросов вредных веществ в окружающую среду. Информация о данных критериях размещена в интернете по адресу www.nefco.org. Заявки по проектам проходят юридическую, экономическую и экологическую экспертизу НЕФКО и выносятся на рассмотрение Инвестиционного комитета НЕФКО. Решение о выделении кредитов принимается советом директоров НЕФКО, в который входят представители всех пяти Северных стран.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1015
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
994
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1258
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1019

Другие новости