Экономический бум содействует росту энергопотребления в Китае
Схема пресс-службы ВР
Сотрудничество в сфере ТЭК входит в приоритеты энергетической дипломатии России и КНР и в значительной степени определяет благоприятное развитие двусторонних отношений между двумя странами в последние годы. Это связано с рядом экономических и внешнеполитических факторов, и прежде всего с совпадением стратегических интересов по многим проблемам мировой экономики и политики. Каковы интересы сторон и механизмы реализации процесса энергетического сотрудничества? Какие основные практические результаты, проблемы и перспективы?
Интересы Поднебесной
Рассматривая интерес обоих государств к двустороннему энергетическому сотрудничеству, следует отметить, что между ними наметилось долгосрочное стратегическое партнерство, которое строится на основе совместной «Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка» 1997 года, в развитии которой в 2005 году была принята «Совместная Декларация о международном порядке». Поэтому энергетический фактор может укрепить материальную базу такого партнерства, дополнив другие элементы российско-китайского взаимодействия (военно-техническое, научно-техническое сотрудничество, торговля и др.). Оценивая китайские интересы, необходимо обратить внимание на то, что это партнерство сочетается с внешнеполитическим курсом на обеспечение национальной энергетической безопасности. В частности, это касается диверсификации источников поставок энергетических ресурсов и уменьшения растущей зависимости от стран Северной Африки и Персидского залива. Особый интерес Пекина к российским нефтегазовым ресурсам, видимо, усилится, учитывая последние события в арабских странах, которые существенно увеличивают политические риски для обеспечения безопасности энергопоставок КНР из этих стран. Кроме того, Китай исходит из того, что активное сотрудничество с Россией в области энергетики будет содействовать формированию региональной системы энергетической безопасности. И, наконец, поставки энергетических ресурсов из регионов России, расположенных сравнительно недалеко от Китая, могут оказаться более экономичными и надежными в сравнении с другими регионами мира.
Подход России
Оценивая российские интересы, необходимо выделить совпадение взглядов России и Китая на целесообразность формирования прочного энергетического фундамента долгосрочного стратегического политического и экономического партнерства. Кроме того, быстро и устойчиво развивающийся энергетический рынок Китая представляет большой интерес для отечественных энергетических компаний не только в области поставок энергоресурсов, но и оборудования, технологий, услуг. И, наконец, осуществляя крупные, ориентированные на Китай международные энергетические проекты на Дальнем Востоке, в Западной и Восточной Сибири, Россия может привлечь солидные зарубежные инвестиции, что даст возможность развивать не только отрасли ТЭК, но также социальную и транспортную инфраструктуру в этих регионах России.
Механизмы сотрудничества
Энергетическое сотрудничество России и Китая опирается на политические договоренности о стратегическом взаимодействии в XXI веке. Важное значение имеет российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный в 2001 году, который предусматривает развитие сотрудничества в различных областях, включая энергетику.
Формируются механизмы реализации российско-китайского энергетического сотрудничества, а также укрепляется его договорно-правовая база. Российско-китайские встречи на высшем уровне проводятся практически ежегодно. Как правило, в повестку дня таких встреч включаются вопросы энергетического сотрудничества. Кроме того, сформирован механизм регулярных встреч глав правительств обоих государств – комиссия по подготовке встреч премьеров, в составе которой имеются подкомиссии по энергетическому сотрудничеству и сотрудничеству в области ядерной энергетики. Набирает силу российско-китайский энергетический диалог, координаторами которого назначены вице-премьеры двух стран. К этому диалогу подключены не только представители правительственных институтов, но также деловых кругов обеих стран.
Правовая основа энергетического сотрудничества между двумя странами довольно солидная. Всего подписано несколько десятков различных соглашений между правительствами и отраслевыми ведомствами, а также между ведущими российскими и китайскими энергетическими компаниями. Созданы эффективные механизмы реализации этих соглашений.
Среди этих механизмов следует выделить регулярные двусторонние встречи руководителей государств и глав правительств. Как правило, в рамках этих встреч проходят переговоры между руководителями заинтересованных российских и китайских компаний, также заключаются конкретные соглашения. В ходе 14-й регулярной встречи глав правительств России и Китая, прошедшей в октябре 2009 года в Пекине, был принят ряд важных документов, имеющих отношение к ТЭК в том числе по сотрудничеству в области нефти, газа, ядерной энергетики. В октябре 2009 года в Пекине состоялось XI заседание российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики, на котором были определены мероприятия по всем направлениям развития сотрудничества в отраслях ТЭК на ближайшие годы. Продолжается работа над программой российско-китайского долгосрочного сотрудничества (на период до 2020 года) в области энергетики.
Практические результаты
Оценивая практические результаты энергетического сотрудничества между двумя странами, следует отметить, что оно развивается весьма активно.
В частности, закончено строительство российско-китайского нефтепровода Сковородино–Дацин, являющегося важным элементом проекта ВСТО. В конце сентября 2010 года президент России Д.Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао официально запустили этот нефтепровод. В 2011 году ожидаются первые поставки нефти в рамках заключенных ранее контрактов. Этот проект показывает, что государственные компании России и Китая будут в полном объеме реализовывать заключенные ранее пакетные соглашения. Важно отметить, что между российскими и китайскими партнерами развиваются практические схемы по обмену активами, для чего создан ряд совместных предприятий, что будет способствовать взаимопроникновению капиталов обеих стран в нефтяную отрасль (апстрим и даунстрим) друг друга. Это свидетельствует о выходе двух стран на новый этап долгосрочного стратегического сотрудничества в нефтяной сфере.
Наблюдается активизация сотрудничества в сфере природного газа, которое происходит в рамках ряда важных политических договоренностей между руководством обеих стран. Практические вопросы зафиксированы в Меморандуме о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере природного газа, подписанном в июне 2009 года, а также в ряде других документов. В первую очередь это касается «Дорожной карты», принятой в рамках энергодиалога Россия–КНР (октябрь 2009 г.), а также соглашений между структурами ОАО «Газпром» и Китайской нефтегазовой корпорации (СНПС). Ожидается, что летом 2011 года сторонам удастся договориться о коммерческих условиях поставок газа, а также о приоритетах в развитии газотранспортной инфраструктуры. Как отметил вице-премьер России И.Сечин в интервью «Уолл стрит джорнал» 22 марта 2011 года, для китайского рынка серьезной альтернативы поставкам российского газа нет – мы уже договорились, что летом 2011 года должны выйти на согласованную цену для долгосрочного контракта.
Новым направлением сотрудничества становится угольная отрасль. В 2009–2010 годах ежегодный экспорт российского угля в Китай составил около 13 млн. т. Определенные перспективы открываются в сотрудничестве в сфере современных угольных технологий. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по сотрудничеству в угольной сфере оказывается поддержка в осуществлении сотрудничества между предприятиями двух стран в таких приоритетных областях, как освоение и переработка угольных ресурсов, торговля углем и угольной техникой, обслуживание, угольное проектирование.
Развивается экспорт российской электроэнергии. Намеченное строительство новых электросетевых и генерирующих объектов, а также установка вставок постоянного тока позволят увеличить поставки российской электроэнергии в Китай.
Одним из приоритетных направлений энергетического взаимодействия является сотрудничество в области атомной энергетики. Намечено ускорение подготовки и подписания документов по совместному сооружению второй очереди Тяньваньской АЭС. Следует отметить высокий уровень взаимодействия по строительству завода по обогащению урана.
Проблемы и перспективы
Рассматривая проблемы российско-китайского энергетического сотрудничества, следует отметить следующее.
Имеется конфликтный потенциал для энергетических отношений между Россией и КНР на постсоветском пространстве. Прежде всего это касается Каспийского и Центрально-Азиатского регионов. Активная экспансия китайского нефтегазового бизнеса в странах региона приводит к ослаблению позиций российских компаний.
Определенное соперничество и даже конкуренция за доступ к российским энергетическим ресурсам наблюдаются между Китаем, Японией и Южной Кореей, а в перспективе и Индией. Данное обстоятельство также оказывает определенное воздействие на восточную энергетическую политику России, в первую очередь в Северо-Восточной Азии.
Формирующееся стратегическое партнерство между российскими и китайскими госкорпорациями далеко не всегда отражается на позитивном взаимодействии между ними в третьих странах, особенно на Ближнем Востоке.
Что касается нефти, наблюдается стремление Китая закупать значительные объемы российской нефти на восточном направлении. То есть стать монопольным покупателем российской нефти и развивать внутреннее производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции с использованием российского сырья. В то же время Россия стремится избежать рынка одного покупателя и развивать другие направления экспорта нефти в АТР (Япония, Южная Корея, Индия и др.). Кроме того, имеются планы развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с перспективой экспорта продуктов более глубокой переработки.
В области газовой политики для России вопросы газификации востока страны являются ключевыми, что требует развития соответствующей инфраструктуры. Поэтому, когда речь заходит о российской приоритетности реализации экспортных газопроводов в КНР, на первом месте находится так называемый западный проект (газопровод «Алтай»), а на втором – восточный проект (газопроводная система с Дальнего Востока и Восточной Сибири). Кроме того, сторонам пока не удалось согласовать коммерческие условия поставки российского газа. Не наблюдается также прогресса в вопросах об обмене активами в газовой отрасли.
Оценивая перспективы двустороннего энергетического сотрудничества, следует отметить, что в целом они благоприятные. Это связано с совпадением стратегических интересов России и Китая по многим внешнеполитическим вопросам.
С экономической точки зрения следует обратить внимание на то, что в энергетической политике России предусмотрено активное развитие восточного вектора и существенный рост доли стран АТР в экспорте энергоресурсов. В этом плане Китай является ключевым партнером. Экономика страны, судя по многим прогнозам, в ближайшее десятилетие будет продолжать развиваться довольно быстрыми темпами. В Китае наблюдается политическая стабильность. В соответствии с последним государственным пятилетним планом для устойчивого развития китайской экономики необходимо увеличивать импорт природного газа и нефти, не подвергая опасности национальную энергетическую безопасность. В этой связи Россия является естественным партнером.
Важным является не только наращивание торговли энергоресурсами, но также взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетических технологий и оборудования. Это имеет принципиальное значение в связи со стратегической линией российского руководства по модернизации российской экономики и повышению ее энергоэффективности. Большую роль может сыграть поощрение взаимопроникновения финансово-экономических групп обеих стран, в том числе в сфере отраслей ТЭК. Характерно, что в конце 2010 года страны договорились, что на московской валютной бирже начнутся торги юанем, а на китайской бирже – российским рублем.
Таким образом, энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем, несмотря на некоторые трудности и проблемы, развивается успешно, что будет способствовать дальнейшему развитию стратегического партнерства между странами в экономической и политической сфере. Формируются и совершенствуются механизмы реализации. Повышению эффективности этого сотрудничества может способствовать расширение круга участников со стороны бизнес-сообществ обеих стран, в том числе в рамках энергодиалога. В этом формате должны принимать не только государственные, но и частные корпорации. В связи с этим определенную роль может сыграть организация постоянно действующего российско-китайского энергетического форума при поддержке и участии правительственных институтов, ведущих компаний и экспертного сообщества обеих стран.