Старейшая французская АЭС в Фессенхайме вблизи Кольмара.
Фото Reuters
Европейский подход к развитию ядерной энергетики определяется многими факторами. На настоящий период доминирующим является в большинстве стран континентальной Европы отрицательное отношение к ядерной энергии, сложившееся под влиянием чернобыльской и фукусимской аварий и активно использующееся прежде всего левыми и экологическими партиями в политических целях. Как отмечает комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер, пишет швейцарский бюллетень swiss.info, вряд ли найдешь проблему, по которой имелись бы в ЕС столь разные позиции, как ядерная энергетика. Наиболее последовательным сторонником ядерной энергетики является Франция. Поэтому анализ ее позиции в данном вопросе представляет особый интерес, поскольку она оказывает влияние на общие тенденции в европейском сообществе, касающиеся будущего ядерной энергетики...
На президентских выборах во Франции впервые за долгое время одним из ключевых вопросов стало отношение кандидатов к ядерной энергетике. Как известно, выигравший выборы лидер социалистов Франсуа Олланд в отличие от Николя Саркози выступал за сдерживание и даже свертывание развития ядерной энергетики страны.
Когда в начале 70-х годов Франция сделала ставку на строительство АЭС, выбранный курс поддержали представители всех партий. Сегодня страна занимает одно из ведущих мест в мире в сфере ядерных технологий, а доля ядерного электричества, выработанного 58 действующими энергоблоками, составляет 78%.
Особенностью производства электроэнергии французскими АЭС является то, что им приходится работать не только в базовом режиме, характерном для АЭС, но и для покрытия средних нагрузок. Ввиду отсутствия необходимых мощностей для покрытия пиковых нагрузок владелец АЭС – компания с госучастием EDF вынуждена в период высокого спроса даже покупать электроэнергию на спотовом рынке, что обходится недешево. Франция экспортирует произведенную на АЭС электроэнергию за рубеж по достаточно низким ценам. Внутри же страны тарифы на электроэнергию субсидируются, что при наличии низких налогов ведет к повышенному электропотреблению. Тем более что электричество используется для получения тепла и даже обогрева зданий. С одной стороны, это считается крайне неэффективным способом его использования, а с другой – позволяет Франции экономить углеводородное сырье. Не случайно Франция имеет самую низкую эмиссию СО2 среди стран «большой восьмерки» на душу населения.
Однако теперь в политической элите Франции уже нет единства по поводу развития ядерной энергетики. Республиканцы ее поддерживают, социалисты и «зеленые» договорились перед выборами в случае победы значительно сократить долю АЭС в общем объеме производимой электроэнергии. «Зеленые», кроме того, настаивают на прекращении строительства реакторов EPR, хотя социалисты их в этом не поддерживают, в том числе и благодаря лоббистской деятельности компании Areva.
Во время своего президентства Н.Саркози показал себя активным сторонником ядерной энергетики, принимая международные конференции, помогая «французской команде» в экспорте ядерных товаров и услуг, разрешив строительство двух новых энергоблоков в стране.
В ходе предвыборной кампании Саркози посетил АЭС Fessenheim и сообщил ее сотрудникам, что в случае избрания намеревается последовать рекомендации регуляторов о продлении срока ее работы.
Двухблочная АЭС Fessenheim (2 PWR мощностью 880 МВт (нетто) каждый), расположенная в Эльзасе, на берегу Рейна, является старейшей французской атомной станцией. Начало коммерческой эксплуатации первого блока – декабрь 1977 года, второго – март 1978-го.
Будучи кандидатом на пост главы государства, Ф.Олланд обещал закрыть АЭС Fessenheim до окончания своего первого срока в 2017 году и к 2030 году снизить долю АЭС в энергетическом наборе страны до ~50%.
Аналитики полагают, что обещание Олланда невыполнимо: сокращение ядерной генерации не получит достаточной поддержки ни у профсоюзов, ни у общества.
Французский электрический союз – профессиональная ассоциация электроэнергетической отрасли – считает, что предлагаемое сокращение использования ядерной энергии будет затратным, повысит цены на энергию и увеличит эмиссию углерода. По сценарию снижения доли АЭС до 50% потребуется до 2030 года закрыть 26 из 58 действующих энергоблоков. Размер инвестиций для удовлетворения прогнозного спроса на электроэнергию при этом составит около 382 млрд. евро.
Государственный ревизионный орган Франции – Счетная палата пришла к выводу, что наилучший выход для страны – продление службы действующих АЭС.
В современной ситуации экономической стагнации в Европе Олланд вряд ли предпримет активные действия против ядерной энергетики. Он уже согласился на завершение строительства третьего блока АЭС Flamanville с реактором EPR и заявил, что не будет препятствовать строительству еще одного EPR на АЭС Penly.
Так что скорее всего единственной «жертвой» социалистов окажется АЭС Fessenheim.
В новом французском кабинете за ядерную промышленность теперь отвечает Пьер Московичи – новый министр экономики, финансов и внешней торговли, руководивший предвыборной кампанией Олланда. Другим важным для ядерной промышленности министром стала Николь Брик – новый министр окружающей среды, устойчивого развития и энергетики. Ее роль будет важна для продолжения строительства реактора во Фламанвилле, а также для предполагаемого закрытия двух блоков в Фессенхайме.