0
14256
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.02.2014 00:01:00

Ценообразование на энергопродукты

Руслан Шафиев

Об авторе: Руслан Мустакимович Шафиев – доктор экономических наук, профессор, советник государственной службы РФ.

Тэги: энергопродукты, цены


энергопродукты, цены График предоставлен автором

В России сложилась удивительно парадоксальная ситуация, когда отрасли топливно-энергетического комплекса, с одной стороны, выступают в качестве основного кредитора всех основных отраслей экономики, а с другой – сами вынуждены подавлять другие отрасли высокими ценами на энергоресурсы из-за существующей налоговой системы. В условиях, когда в структуре цены на газ налоги составляют свыше 60%, а на нефть – от 45 до 75%, взвинчиваются цены на энергоносители.

Так, с учетом того, что основная доля электроэнергии и тепла производится в России на станциях, работающих на твердом топливе, то около 50% себестоимости этих видов энергии приходится на уголь, а в себестоимости черной металлургии доля угля составляет 35%. Поэтому повышение цен на уголь вызывает моментальный рост цен на продукцию всех других отраслей народного хозяйства и последующей цепочки конечного потребления. 

И сама угольная промышленность потребляет много электроэнергии и металла. Таким образом, повышение цен на уголь развивает инфляционную спираль и возвращается в угольную промышленность повышением издержек производства по всем статьям расходов.

Кроме налоговой составляющей, цены в топливно-энергетическом комплексе складываются в том числе с учетом и других факторов. Это и издержки, и баланс спроса и предложения, и меры государства по регулированию деятельности энергетических компаний, и цены мирового рынка, и инвестиционная политика и др. 

За последние десятилетия так называемых рыночных отношений круг регулируемых государством цен снижается и увеличивается роль свободных цен. Цены во все большей степени формируются в результате конкуренции как между отдельными энергоносителями, так и между отдельными топливодобывающими и энергопроизводящими предприятиями. 

В настоящее время цены на топливо не являются действительно рыночными. Они во многом отражают интересы и инфляционные ожидания производителей и практически безразличны к динамике спроса. Текущие оптовые цены производителей энергетических ресурсов характеризуются непрерывным ростом. Но данная динамика не свидетельствует о нормализации уровней и соотношений цен как внутри страны, так и в сравнении с ценами мирового рынка. Напротив, образовался устойчивый диспаритет цен как между отдельными видами энергии, так и между ними и большинством товаров и услуг.

Например, в США предприятия электроэнергетики должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на их снижение.  

В Великобритании основной формой контроля над деятельностью этих отраслей является регулирование тарифов.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой существовали и существуют естественные монополии в тех отраслях, где государство видит свой приоритет. Это относится и к топливно-энергетическому комплексу, которому свойствен встроенный элемент монополизации, определяемый природными и технологическими факторами.

Монополия, естественно, обеспечивает производителю условия для злоупотреблений своим положением путем повышения издержек, цен, снижения качества и т.д. Однако это пресекается, и довольно успешно, с помощью механизма государственного регулирования. 

К современным тенденциям формирования промышленной политики развитых стран следует отнести рост капиталовложений в различные отрасли добывающей промышленности, что вызвано необходимостью решения проблемы снабжения национальной экономики минеральным сырьем и топливно-энергетическими ресурсами. 

В развитии рынков минерального сырья и топлива отражаются циклические и структурные изменения, происходящие в экономике развитых стран, а также политика этих государств, направленная на устойчивое обеспечение потребностей их промышленности в основных видах сырья и материалов. В этих условиях важным фактором формирования конъюнктуры данных рынков является ограниченность текущего спроса. 

К этому следует добавить успешные работы по изысканию технологий, в результате применения которых происходит перестройка балансов в потребляемых сырьевых и энергетических ресурсах, снижается удельный расход сырья и энергии на единицу выпускаемой продукции либо на единицу полезной работы оборудования.

Скачками развивается процесс «облагораживания» сырья, то есть в поставках на внешние рынки увеличивается доля материалов с более высокой степенью обработки. Это позволяет увеличить инвалютные поступления за счет повышения удельных цен, сокращения транспортных расходов. 

Эта тенденция сопровождается в развитых странах активным внедрением энергосберегающих технологий, что ведет к снижению цены на сырьевые товары. Это в совокупности с повышением цен на промышленную продукцию приводит к усилению экономической зависимости стран, в основном экспортеров сырья.

В России же монопольно владеющий газотранспортной системой страны РАО «Газпром» (95% добычи и 99% транспортировки естественного газа, добываемого в стране) перенес основную часть налогов и прибыли на транспортную составляющую от цены приобретения газа. При этом цена транспортировки газа для российских покупателей установлена единая по всей транспортной сети независимо от маршрута доставки. Естественно, что при таком способе назначения цены потребители переплачивают за транспорт при близком расположении и недоплачивают при дальнем, превышающем среднее расстояние транспортировки газа от основного центра его добычи в Западной Сибири (около 90% всей добычи газа в России). 

Существенным недостатком ценовой политики в России на продукцию топливно-энергетического комплекса является несоответствие цен на топливо и энергию их энергетической и потребительской ценности. Так, цены производства газа ниже цен на уголь; цены на мазут равны или выше цен на нефть, хотя мазут является остаточным продуктом нефтепереработки; цены на светлые нефтепродукты завышены относительно цен на нефть и т.п. Заметно лишь повышение цены угля при росте его калорийности. На большинстве нефтеперерабатывающих заводов оптовые цены изменяются всего на 0,2–0,6% на каждые 0,5% содержания серы в топочном мазуте. Цена неэтилированного бензина в среднем превышает цену этилированного на 5%. Однако на ряде нефтеперерабатывающих заводов это различие значительно меньше или вообще отсутствует. 

По существу, не дифференцированы цены зимнего и летнего дизельного топлива: на многих нефтеперерабатывающих заводах они одинаковы. В цене природного газа для российских потребителей не учитывается содержание в нем различных компонентов. В то же время в поставках топлива на экспорт строго устанавливается зависимость цены от качественных характеристик.

Среди других отраслей ТЭК угольная промышленность оказалась наименее способной к самофинансированию не только развития, но и простого воспроизводства, несмотря на значительное повышение цен на уголь. Число убыточных предприятий в угольной отрасли давно перешагнуло 50-процентный рубеж, на большинстве из них износ основных фондов настолько высок, что такой источник финансирования и капиталовложений, как амортизационный фонд, уже не играет существенной роли даже при регулярных переоценках основных фондов.

Альтернативы развития угольной промышленности определяются не столько производственными возможностями отрасли (запасами углей, горно-геологическими условиями разработки), сколько спросом на уголь и конкуренцией со стороны производителей других энергоресурсов. Здесь основными факторами являются конъюнктура на мировом и внутреннем рынках энергоресурсов, ценовая и тарифная политика, масштабы и методы государственной поддержки угольных предприятий, скорость и качество институциональных преобразований в отрасли.

Для анализа ценообразования на внутреннем рынке минерального сырья в России важно исследовать взаимосвязь между затратами добывающей отрасли, уровнем налогообложения и внутренними ценами потребления нефтепродуктов.

Если говорить о цене на бензин как вид нефтепродукта, то структура цены на бензин будет выглядеть следующим образом (см. табл.):

ЦК = С/С + Ак + Н + Нд + ПЭ + ПрНК + ПрАЗС

Оставляем в формуле постоянными величины себестоимости С/С – К и акцизов – А, получаем переменные величины налогов и прибыли - N1, N2 и V1, V2. В итоге получаем формулу конечной цены Q = K + (A + N1 + N2) + (V1 + V2) или, упрощая формулу для расчетов, получаем Q = K + (A + N) + (V1 + V2), или же Q = K + (A + N) + V .

Итак, конечная цена нефтепродукта для потребителя складывается следующим образом: 

2-11-2.jpg

Указанное линейное уравнение представляет собой искомую производственную функцию, которую можно применить для оценки необходимого уровня затрат в добывающей отрасли, допустимого уровня налогов в структуре цен на нефтепродукты и минимально допустимой цены внутреннего потребления нефтепродуктов. 

Применим метод теории игр для экономических субъектов с непротивоположными интересами (поиск «седловой» точки в матрице minmax).

Поиск «седловой» точки (min внутренней цены потребления) в стратегиях экономических субъектов с непротивоположными интересами реализуется в стремлении каждого из игроков получить оптимальную позицию (max), что означает, в свою очередь, значение игры, равное v, и оптимальные стратегии у обоих игроков (экономических субъектов). 

И следовательно, выход на оптимальный уровень конечной цены нефтепродукта для потребителя и достаточный уровень налогообложения, существенный для пополнения федерального бюджета.

Обобщенная структура цены на бензин (на примере Аи-92)
Составляющие конечной цены Доля в цене, %
Себестоимость добычи нефти (С/С) 6
Акциз (Ак) 20
НДПИ (Н) 12
Прочие налоги (Нд) 22
Переработка и эксплуатация (ПЭ) 18
Прибыль НК (ПрНК) 13
Прибыль АЗС (ПрАЗС) 9
Конечная цена (Цк) 100
Таблица предоставлена автором

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
918
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1142
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1045
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1036

Другие новости