Проблемы российской электроэнергетики трудноразрешимы без новой кардинальной реформы. Картина Александра Иванова «Марсианские торнадо»
Пойдя с 1920-х годов по наиболее радикальному пути из обсуждавшихся в 1913 году виднейшими учеными: «всё в руках государства», электроэнергетика за 100 лет не решила основополагающей задачи – «электрифицировать всю Россию». Осуществляя индустриализацию с 1926 года, в начале 30-х годов одной строкой было сказано: «план ГОЭЛРО по Уралу выполнен на 25%», по Сибири «не выполнено ничего». Были ликвидированы частные городские электростанции и около 1 млн сельских гидро- и ветроустановок. Принципиально, что потребитель сам для себя определял электрические параметры, которые были обязательны для исполнения электроэнергетикой.
Положение изменилось с 1953 года, когда Непорожний предложил Хрущеву возвратиться к полной централизации, к лозунгу «Электрификация всей страны». Опираясь на решение «завершить централизованное электроснабжение колхозов и совхозов путем их присоединения к государственной энергосистеме», было ликвидировано 160 тыс. единиц автономных генерирующих мощностей и 6500 тыс. сельских ГЭС. Принципиально, что Минэнерго добилось права диктовать технические условия на технологическое присоединение, возлагая при этом на потребителя затраты не только на присоединение, но и на развитие собственно электроэнергетики. Переход к рыночным отношениям, принятие Федерального закона «Об электроэнергетике» (2003) не рассматривают потребителя как самостоятельного субъекта, который страдает из-за ненадежного электроснабжения, из-за минутных, часовых, суточных, недельных перерывов электроснабжения. Состояние электроэнергетики, отгородившейся от потребителя правилами на присоединение, ограничениями, тарифами и санкциями, нельзя признать удовлетворительным.
Итак, что делать. Прежде всего что не делать: не создавать сейчас, а такое мнение в правительстве РФ существует, единого мегарегулятора, ориентированного на контроль всей энергетической отрасли; не подтачивать стимулы для модернизации существующих мощностей; не препятствовать потребителям взаимодействовать с поставщиками энергии напрямую; не отрицать приоритета реконструкции и модернизации тепловой генерации; не обременять инвесторов и потребителей множеством согласований и проверок.
Дело же надо начать с возрождения лозунга через 100 лет после его появления – «Электрифицировать всю Россию», наполнив лозунг условиями, приемлемыми для каждого жителя (семьи) глубинки, пригородного дома, малого предпринимателя и фермера.
На основе грантов дать определение электрическому хозяйству потребителя как совокупности установленных и резервных электроустановок, электрических и неэлектрических изделий, не являющихся частью электрической сети потребителя, но обеспечивающих ее функционирование.
Определить потребителя как объект электроснабжения, имеющего границу раздела с внешними сетями электроснабжения субъектов электроэнергетики и классифицируемого по существенным различиям при питании по уровням напряжения: низкое, от трансформаторного пункта, распределительной подстанции 6–10 кВ, собственной 35–330 кВ.
Идентификация материальной, организационной, информационной и социальной сущности потребителя позволит принять Федеральный закон «О потребителе электротехнической продукции и электрической энергии».
И здесь главное – изменение менталитета. Вопрос не об электроэнергетике, которая осуществляла и будет осуществлять электрообеспечение (внешнее электроснабжение) городов и промышленности, поскольку централизация генерации экономически выгодна.
Электрическая генерация, использующая возобновляемые, вторичные источники энергии и малую на традиционных видах топлива, завершит электрификацию, будет способствовать энергосбережению и позволит:
– остановить обезлюживание страны и осуществить подъем глубинки содействием товарному производству;
– обеспечить надежное автономное электроснабжение частных домов в пригородах, способствуя появлению «умных домов»;
– даст работу частному сектору.
Все это возможно, если Закон «О потребителе электрической энергии»:
– не будет требовать никакого разрешения от частного владельца на покупку, установку и включение в энергосистему сертифицированного электрогенератора, использующего ВИЭ;
– введет систему оплаты 40–60% затрат владельца генератора на покупку и установку;
– обяжет субъектов электроэнергетики покупать электроэнергию у владельцев генераторов, использующих ВИЭ, по фиксированной цене;
– предоставит право потребителю электроэнергии и владельцу генератора, использующего ВИЭ, свободный выбор субъекта электроэнергетики, которому будет осуществляться продажа или покупка электроэнергии;
– создаст государственный фонд из средств, получаемых электроэнергетикой для стимулирования развития рынка ВИЭ;
– выведет область ВИЭ и «малой энергетики» из отрасли «электроэнергетика», подчинив структурам, отвечающим за модернизацию.
Таким образом, кратко: речь идет о гарантированном подключении к государственным энергетическим сетям установок с использованием возобновляемых источников энергии, с обязательным приобретением государственными энергоснабжающими организациями электроэнергии, поставляемой производителями энергии из возобновляемых источников энергии в государственные энергетические сети, и ее оплата по стимулирующим тарифам, дифференцированным в зависимости от вида используемого возобновляемого источника энергии. Все изложенное должно быть отнесено к муниципальным образованиям, единственно способным дойти до каждого домовладения (семьи).
Ценологическая теория однозначно говорит, что при сохранении тенденции нарушения параметров разнообразия и соотношения крупное–мелкое (богатые– бедные по электропотреблению регионы) Российская Федерация к 2040 году с большой вероятностью распадется. Государству следует решиться на рыночную электрификацию всей страны (упрощенно говоря, выдерживая соотношение 1:10 при строительстве генерации разной мощности по регионам).
Россия живет в мире имперских снов, 20 лет не удивляя мир ни в сфере вещей, ни в сфере идей, ни в сфере технологий. Отказаться от критериев военной устрашающей мощности и опираться на экономические и морально-политические достоинства; не пугать, восстановить дружбу с соседями; ликвидировать давление ВПК на экономику. При втором месте в мире по продажам вооружений и миллиардерам, у нас 97-е по доходам на душу, 62-е по уровню технологического развития, 27-е по качеству образования. А еще был АТЭС-2012, дальневосточный саммит, Олимпиада в Сочи, скоростные дороги в Казань, Нижний Новгород. Эти бы средства – да в инфраструктуру глубинки!
Необходимо сократить в 1,5 раза силовые структуры, армию, чиновничество за счет исключения необязательных для государства функций, отмены части отчетности, запрета на постоянное изменение форм регистрации, разрешений, деклараций. Высвободившиеся средства направить на массовое жилье в городах, на строительство до двух миллионов домов-усадеб в глубинке; на развитие инфраструктуры, включая связь и дороги (с 2000 по 2008 год в РФ дорог с твердым покрытием построено 2000 км, в Китае ежегодно сооружается около 50 тыс. км), на обеспечение социального минимума, образование, медицину.
Возвратиться к кондратьевским установкам НЭП (частная торговля, аренда земли, неприкосновенность частной собственности, госкапитализм); к реформам Хрущева, планам Косыгина, задумкам 90-х; создать гибкий, благоприятствующий бизнесу инвестиционный, инновационный налоговый режимы, обеспечить независимый суд, защиту прав собственности, включая интеллектуальную, обеспечить политические свободы и свободу СМИ, отказ от «особого пути» и стратегической изоляции.
Провести полноценную земельную реформу, восходящую к Наполеону, Александру II, Столыпину. Восстановить кулачество как класс, содействовать фермерству и малому предпринимательству на отдаленных и необжитых территориях. Разрешить скрытое ношение оружия, фермерству – нарезное; малую авиацию (число аэропортов сократилось до 300, в 1992 году их было 1302), беспошлинную и свободную продажу продукции за рубеж.