0
19968
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

16.05.2017 00:01:00

Пятый континент в поисках энергии будущего

Петер Теш

Об авторе: Петер Теш – чрезвычайный и полномочный посол Австралии в России.

Тэги: австралия, виэ, инновации, горгона, спг


австралия, виэ, инновации, горгона, спг СПГ-проект «Горгона» – один из крупнейших в мире по добыче природного газа и самый большой в Австралии среди проектов, ориентированных на один тип сырья. Фото с сайта www.chevronaustralia.com

Год назад, накануне моего прибытия в Москву в качестве посла Австралии в Российской Федерации, один российский журналист спросил меня о перспективах экономических отношений между двумя нашими странами в свете санкций. Я тогда ответил, что, конечно, санкции и российские контрсанкции, запрещающие ввоз австралийской сельхозпродукции, очевидно, ограничивают экономическое сотрудничество в определенных секторах. Вместе с тем компании в обеих странах по-прежнему заинтересованы в торгово-экономических возможностях. За последний год я особенно отмечал такой интерес в области ресурсов и энергетики.

И Австралия, и Россия богаты природными ресурсами, а взаимодополняемость наших экономик очевидна. Более того, перед нашими правительствами стоит общая непростая задача поступательного снижения уровня вредных выбросов при сохранении баланса энергетической безопасности и доступности ресурсов. И если раньше географическая удаленность могла бы стать достаточным основанием для того, чтобы не замечать те возможности, которые предлагает каждая из наших стран, сейчас, в эпоху более дешевого транспорта, глобальных логистических цепочек и технологических инноваций, австралийским и российским компаниям стоило бы заново присмотреться друг к другу, особенно в энергетике.

У Австралии есть уникальное преимущество: мы занимаем целый континент, являясь шестой по площади страной на земном шаре. Как и Россия, мы страна с богатыми ресурсами, включая полезные ископаемые, ископаемое топливо и возобновляемые источники энергии. Мы являемся крупнейшим в мире экспортером железной руды и угля: на нас приходится 30% мировой торговли этими ресурсами. Мы также владеем одной третью мировых запасов урана. Две шахты в Австралии, Олимпийская  дамба и Рейнджер, добывают 10% урана в мире. По прогнозам, в ближайшие годы мы должны  обойти Катар и стать крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа. Помимо этого, Австралия – мировой лидер в добыче золота, свинца, цинка и никеля. Нам также достались лучшие в мире возобновляемые ресурсы: как известно любому обгоревшему туристу, в Австралии самый высокий уровень солнечного излучения на квадратный метр. 

Энергетический потенциал Австралии не исчерпывается лишь природными ресурсами. Мы находимся на переднем крае новых разработок в области энергетики, включая «умные» электросети, улавливание и хранение углерода, накопление энергии, энергоэффективность и удаленное автономное электроснабжение. Австралия гордится инновациями, особенно когда речь идет об энергетике и ресурсах. Наши люди положили начало нескольким технологиям, которые сейчас используются во всем мире. Так, в ближайшие 60 лет в 60% случаев при применении фотоэлектрической энергии мир будет использовать технологию, разработанную в Австралии. Австралия имеет самый высокий показатель использования фотоэлектрических систем в быту. Ими пользуются 15% домохозяйств, что в два раза больше, чем в Бельгии, второй стране в этом списке.

Компании и политические деятели во всем мире видят в Австралии пример страны, успешно осуществившей структурную реформу для повышения производительности  и глобальной экономической конкурентоспособности.

Австралия вступает в свой 27-й год непрерывного экономического роста. Исторически сложилось так, что доступные и надежные источники энергии подкрепляли этот рост. Они, однако, не единственная опора нашей экономики: есть еще частное предпринимательство, свободный рынок, стабильные и подотчетные институты, а также политика регулирования. Благодаря успешной диверсификации экономики и наращиванию нашего сектора профессиональных услуг, мы избежали так называемого ресурсного проклятия.

Энергетический сектор Австралии особенно привлекателен для иностранного партнерства и инвестиций ввиду его динамичности.  Структура энергетики в Австралии меняется. Сегодня около 15% общего производства электроэнергии в Австралии приходится на возобновляемые источники энергии, а к 2034–2035 годам прогнозируется ее увеличение до 20%. Ожидается значительный рост в применении ветровых, солнечных и биоэнергетических источников энергии при наиболее эффективном использовании преимуществ, которые дает Австралии природа. Ожидается, что выработка электричества от ветровой энергии утроится в течение следующих 20 лет.

Политика правительства Австралии направлена на то, чтобы энергетический баланс страны обеспечивал наличие доступной, надежной и безопасной энергии при одновременном выполнении наших обязательств по сокращению выбросов. Самое главное, Австралия имеет не идеологический, а технологически нейтральный подход к технологиям и видам топлива. По словам премьер-министра Тёрнбулла, Австралия «агностична» в этом плане. Мы без оглядки на идеологию продвигаем все виды источников энергии и технологий.

Недавно созданный Инновационный фонд чистой энергии (с бюджетом в 1 млрд долл.) предназначен для поддержки перехода новых технологий от демонстрации потенциала к коммерческому внедрению. Фонд  открывает возможности и для российских инвесторов. Он нацелен на такие проекты, как крупномасштабное использование солнечной энергии и ее хранение, использование морской энергии, биотоплива и «умных» энергосетей. В  связи с этим Австралия вкладывает тем более значительные средства в технологии хранения, с тем чтобы ветровые и солнечные технологии могли стать частью энергетического рынка, а традиционные источники использовались бы более эффективно.

Поскольку энергетика и изменение климата – две стороны одной медали, стоит дать обзор стратегий, которые действуют в Австралии для сокращения выбросов. Во-первых, это система квот на выброс углерода, когда компании могут зарабатывать квоты на деятельность по сокращению выбросов, которые правительство затем покупает через систему обратных аукционов. Во-вторых, у нас есть цель к 2020 году сократить использование традиционных источников электроэнергии на 23% в пользу возобновляемых источников. На эту цель работают инвестиционные стимулы в крупномасштабных проектах, а населению и малым предприятиям оказывается помощь в установке небольших бытовых систем по использованию возобновляемых источников для производства электроэнергии и нагрева воды. В-третьих, у нас есть национальный план по достижению 40-процентного повышения энергопроизводительности к 2030 году. Наконец, мы поддерживаем инновации в области чистой энергии за счет грантов на научные исследования и разработки, начального финансирования новых технологий и доступа к долевому и заемному капиталу для проектов, которые близки к коммерческой реализации. 

Такая политика помогла Австралии добиться прочной репутации страны, которая выполняет свои  международные обязательства по сокращению выбросов. Мы превысили первое обязательство по Киотскому протоколу на 128 млн т и в настоящее время находимся на пути к достижению в 2020 году нашего целевого показателя – сокращению выбросов на 224 т. Наша цель на 2030 год высока и ответственна: снижение уровня выбросов на 26–28% по сравнению с 2005 годом. 

Важен также более широкий международный контекст. В то время как Россия находится между Европой и Азией, Австралия расположена между Индийским и Тихим океанами. Спрос на энергоносители в Индо-Тихоокеанском регионе особенно высок. Согласно МЭА, в течение следующих 25 лет спрос на энергию вырастет на 30%. Компания «Эксон Мобил» прогнозирует, что 60% этого роста придется на Индо-Тихоокеанский регион, где находится большинство из основных экономических партнеров Австралии. Индонезия, ближайший сосед Австралии, пытается удовлетворить увеличение спроса на энергию, который ежегодно возрастает на 8%. Спрос на электроэнергию в Индии увеличивается на 5% в год. В Индии 240 млн человек по-прежнему не имеют доступа к электричеству, а местное правительство поставило перед собой амбициозную цель – к 2019 году обеспечить все население круглосуточной электроэнергией. Выработка электроэнергии в Китае утроилась с 1990 года и продолжает увеличиваться по всем видам источников: уголь, газ, атом, ветер, солнце.

За последние 20 лет австралийские минеральные и энергетические ресурсы способствовали достижению экономического роста в Азии. Поскольку мировой центр тяжести продолжает смещаться в Индо-Тихоокеанский регион, Австралия находится в выигрышном положении и может помочь странам региона удовлетворить потребности их быстро развивающихся экономик и растущего населения. С учетом огромных ресурсов Австралии, сильной политики в области энергетики и возобновляемых источников энергии, близости к растущим азиатским рынкам, неудивительно, что иностранные инвесторы и торговые партнеры из многих стран активно изыскивают возможности в «стране, где все ходят вверх ногами».



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1463
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1669
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1774
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4086

Другие новости