Асфальт с MR6 отличается не внешним видом, а качеством. Фото со страницы MacRebur в Facebook
Идею использовать пластиковые отходы в строительстве дорог шотландский инженер Тоби Маккартни подсмотрел в Индии. Местные умельцы плавят их и латают дыры в асфальтовом покрытии. Маккартни собрал команду, и вместе они разработали более инновационный вариант. Традиционные 10% битума в дорожной смеси они предлагают заменить специальным материалом – MR6 – полимерным сплавом, который полностью производится из отходов. Такой состав подходит не только для заплаток, но и для укладки всего полотна.
История успеха
Этот стартап привлек внимание крупного бизнеса и общественности. В прошлом году он стал одним из победителей конкурса для британских предпринимателей Virgin Media Business VOOM, который проводит компания миллиардера Ричарда Брэнсона. Это принесло проекту дополнительные инвестиции. Затем на волне успеха новаторы обратились за финансированием на одну из местных краудфандинговых площадок. Из запрошенных 590 тыс. фунтов стерлингов почти половину они получили всего за два дня. К завершению кампании на их счету было уже больше 1,3 млн. За это спонсоры получили 7,7% акций.
Графство Камбрия на северо-западе Англии первым решилось испытать новую асфальтовую смесь. Со временем его примеру последовали и некоторые другие регионы. О перспективах технологии в интервью «НГ-энергии» рассказал сооснователь и генеральный директор MacRebur Тоби МАККАРТНИ.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших разработках, связанных с ремонтом и строительством дорог. Есть ли у вас и другие энергетические/экологические проекты?
– Наша компания перерабатывает пластиковые отходы со свалок и из океана, бытовые и коммерческие, превращая их в специальные гранулы и порошкообразные продукты, которые мы используем в асфальтобетонной смеси вместо битума. С добавлением нашего пластика дорожное покрытие становится более прочным, долговечным, экономически выгодным и демонстрирует лучшие эксплуатационные качества, чем обычный асфальт. MR6 – это сплав тщательно отобранных полимеров, разработанный специально для того, чтобы повысить прочность и износостойкость асфальта, а также сократить количество битума, которое используется в асфальтобетонной смеси. Он на 100% сделан из отходов и может быть добавлен как в горячую, так и в теплую асфальтобетонную смесь. MR6 – это уникальное решение по улучшению качества асфальта, которое позволяет продлить срок эксплуатации дорожного покрытия и сделать его более экономически выгодным.
– Есть ли у вашей технологии «пластиковых» дорог конкуренты и в чем ее преимущество?
– Наш пластик частично заменяет битум как составляющую асфальтобетонной сети, следовательно, мы соперничаем с такими производителями битума, как Shell, Total и т.п. У нас есть международные патенты на этот сплав и на технологию его изготовления, поэтому на данный момент ни одна организация не может в этом с нами конкурировать на законных основаниях.
– Каков положительный эффект вашего проекта на экосистему?
– Наша инновация способствует решению двух проблем: растущего количества пластиковых отходов (так называемой пластиковой эпидемии) и низкого качества наших автомобильных дорог. Помогая найти ответы на оба эти вопроса, наша технология также позволяет снизить уровень выбросов углекислого газа в атмосферу (заменяя одну тонну битума пластиком, мы на тонну сокращаем объем выделяемого углекислого газа). Пластиковые отходы, плавающие в наших океанах, стали причиной гибели более 100 тысяч морских обитателей. Мы хотим очистить океан от отходов и использовать их на благое дело. Чем больше пластиковых отходов мы переработаем, тем больше построим хороших дорог.
– Как вы оцениваете перспективы технологии замены битума переработанным пластиком?
– Мы надеемся, что нормативные требования к строительству дорог по всему миру изменятся, объем битума в асфальтобетонной смеси будет сокращен, и вместо него в состав будет включен пластик. Если региональные власти и правительства государств посмотрят на проблему автомобильных дорог с точки зрения экономики, охраны окружающей среды, а также долговечности дорожного покрытия, то они захотят добавлять наш сплав в каждую тонну укладываемого асфальта.
– Сколько стоит такой ремонт и строительство дорог такого типа? Дороже ли это стандартного процесса?
– У нас действительно беспроигрышная бизнес-модель. Местные власти смогут сэкономить бюджетные средства благодаря тому, что пластиковые отходы не нужно будет отвозить на полигон, а также благодаря сокращению расходов на ремонт дорог. Производители асфальта смогут сэкономить, используя меньше битума и тем самым снизив свои налоги на выброс углекислого газа в атмосферу. Стоимость асфальтобетонной смеси также сократится, что позволит сэкономить средства подрядчиков, укладывающих асфальт.
– Чувствуете ли вы поддержку со стороны государства или местных властей?
– Большинство муниципальных советов оказывают нам огромную поддержку. Совет графства Камбрия первым оценил наш сплав и теперь использует MR6 на всех дорогах Камбрии. Следующими нашу технологию согласились применять советы Глостершира и Дамфрисшира, от которых мы получили колоссальную поддержку. Местные власти интересуются нашей инновацией и благодаря прекрасным результатам эксплуатации «пластиковых» дорог с радостью с нами сотрудничают.
Рыночный потенциал
В мире около 40 млн км дорог. Ежегодно производится 1,6 трлн т асфальта. MR6 позволяет сократить применение продукта нефтепереработки – битума в создании смеси.
Стоит отметить, что некоторые производители уже давно используют полимерно-модифицированный вариант битума (ПМБ), который обладает в какой-то степени схожими свойствами с продуктом MacRebur. Однако рынок ПМБ, как отмечает издание Auto Express, преимущественно контролируется нефтяными компаниями. Они продают такой битум по весьма высокой цене и партиями по 20 т. Таким образом, местным властям в Великобритании приходится закупать значительно большие объемы, чем необходимо. А чаще всего их потребности ограничиваются двумя-тремя тоннами. MR6 решает эту проблему.
По данным MSN News, некоторые британские дороги требуют ремонта или замены уже 14 лет. Стоимость работ эксперты оценивают в 12 млрд фунтов стерлингов. Сумма приличная, но если оставить все как есть, уже через пять лет один из шести таких участков, возможно, придется закрыть для транспорта. Использование переработанного пластика должно помочь муниципальным советам серьезно сократить расходы на эти цели и своевременно провести обновление дорожного полотна. 1 т асфальта с MR6 в среднем стоит на 10 фунтов стерлингов дешевле, чем с ПМБ. Так, Камбрия, например, сможет ежегодно экономить около 2,5 млн фунтов стерлингов, с учетом того что графству обычно требуется 250 тыс. т асфальта в год. К тому же обновлять покрытие, созданное по новой технологии, нужно будет реже – раз в 20 лет.
Канадский опыт
Добавлю, что идею «пластиковых» дорог активно продвигает не только британская компания. Так, канадская GreenMantra (Торонто) уже тестирует свой асфальт в Ванкувере, который хочет побороться за звание самого зеленого города на планете в 2020 году. Она тоже использует переработанный пластик в качестве связующего элемента для смеси из камней и песка. При этом по технологии укладки материал не нужно сильно нагревать. А значит, для строительства дорог требуются меньшие затраты энергии и соответственно немного снижается уровень выброса парниковых газов в атмосферу.