Электроэнергетика Германии не может безболезненно
избавиться от угля, и это ставит планы правительства по переходу на возобновляемые источники под вопрос. Фото из книги Хорста Вакербарта «The Red Couch» |
В хамбаргском лесном хозяйстве неподалеку от германского города Аахен в земле Северный Рейн-Вестфалия полиция начала ликвидировать самодельные постройки на деревьях. При этом произошел несчастный случай – с дерева с 15-метровой высоты упал журналист и погиб. Постройки на деревьях имеют непосредственное отношение к... энергоповороту, поскольку созданы местными экологами, выступающими против расчистки леса энергетической RWE. Дело в том, что лес растет над мощными залежами бурого угля – самого дешевого (и, добавим, самого грязного с точки зрения экологии) энергоносителя, но он нужен компании для снабжения топливом местных тепловых электростанций. Акции экологов находят поддержку у местного населения. В результате было собрано около полумиллиона подписей с требованием сохранить лес и ограничить деятельность энергетиков в этом регионе. Однако земельное правительство, в которое входят зеленые и социал-демократы, дало добро на расчистку леса, и экологи уже проиграли несколько судов. Поэтому у них не остается других средств для протеста, только защитить лес своими телами. Для этого они на 25-метровой высоте соорудили на деревьях постройки, в которых живут, и эта история продолжается уже шесть лет. Экологи не только пытаются предотвратить вырубку леса, но и препятствуют доставке угля на электростанции и даже блокируют разработку угольных карьеров, которая ведется открытым способом.
Конечно, немецкое правительство выступает за полный энергоповорот, то есть отказ от ископаемого топлива при производстве электроэнергии и замену его возобновляемыми источниками энергии. Но, как говорится, легко планировать, но труднее это реализовать. Для поиска практических шагов по реализации энергоповорота в Германии была создана специальная комиссия, которая должна изучить этот вопрос и сделать конкретные предложения. Но, по мнению председателя комиссии христианского демократа Рональда Пофалла, последняя электростанция на буром угле должна быть отключена в Германии между 2035 и 2038 годом. К концу текущего года комиссия должна разработать конкретные предложения по данной теме.
В Германии уголь, и прежде всего бурый уголь, которым богата Восточная Германия, активно используется энергетическими компаниями для производства электроэнергии. На него приходится вместе с каменным углем более 40% энергоносителей, применяемых для производства электроэнергии. И это, как считают экологи, основная причина, по которой в Германии в последнее время увеличился объем выбросов в атмосферу парниковых газов.
В этой связи нелишне напомнить, что в прошлом году, как отмечает немецкое государственное информационное агентство Deutsche Welle (DW) в последний день Конференции ООН по изменению климата (COP23), которая проходила в прошлогоднем ноябре в Бонне, главы немецкой делегации выглядели слегка подавленными. Тогдашний министр охраны окружающей среды ФРГ Барбара Хендрикс и ее заместитель Йохен Фласбарт попытались завершить встречу в Бонне на положительной ноте. По словам представителей немецкой делегации, участники мероприятия во всем нахваливали Германию: хорошие хозяева, отличное место проведения конференции, эффективная поддержка, оказанная председателю конференции Фиджи. Все прошло отлично. Если бы только не уголь. К альянсу стран, выступающих за прекращение использования угля, Германия не присоединилась, пишет агентство. Тогда по окончании пресс-конференции она пояснила свою позицию в интервью DW: «Разумеется, мы откажемся от угля. Вопрос лишь в том, когда это произойдет и какие шаги будут для этого предприняты. Как в этом случае мы собираемся возмещать ущерб регионам, которых это затронет в наибольшей степени? Этим должно заниматься новое правительство. Это (постепенный отказ от использования угля. – «НГ-энергия») уже закреплено в национальном плане защиты климата, который мы утвердили год назад: он должен стать основой действий нового правительства».
Однако уже минул год, но проблема с отказом от угля как энергоносителя так и не решена.
По мнению премьер-министра восточногерманской земли Саксен-Ангальт Райнера Хазело, отказ от использования бурого угля в электроэнергетике обойдется в 60 млрд евро.
На востоке ФРГ разработка карьеров ведется
открытым способом, что вызывает многочисленные протесты экологов. Фото Reuters |
Эта сумма включает в себя прежде всего создание новых рабочих мест для шахтеров и энергетиков, которые в результате подобного отказа потеряют свою работу. Пока же правительство Меркель готово предоставить только 1,5 млрд евро, которые пойдут на закрытие шахт в трех регионах страны.
По данным немецкого экологического журнала Erbeubare Energie, немецкие профсоюзы уже отошли от своей поддержки планов федерального правительства в отношении климатических целей. Профсоюзы стоят перед дилеммой, когда речь заходит об энергоповороте. Они утверждают, что переход к безуглеродной экономике (у профсоюзов это сформулировано мягче: к экономике, использующей меньше углеродных носителей), поставит нынешнюю структуру германской экономики под вопрос, поскольку более чем на 80% она потребляет именно ископаемое топливо. Но именно эти структуры и обеспечивают занятость членам профсоюзов. Поэтому простого указания на то, что выход из угля необходимо сделать приемлемым с социальной точки зрения, им явно недостаточно. Другими словами, профсоюзы также требуют значительных инвестиций и, главное, времени для отказа от использования угля в электроэнергетике. Ведь нужно не только создавать совершенно новую инфраструктуру, но и переучивать людей.
В этой связи интересен вопрос относительно судьбы российского угля в Германии. Ведь мало кому известно (а российские производители угля стараются не акцентировать на этом внимание), что Россия поставляет в Германию не только природный газ, но и уголь. И если о конкуренции американского сжиженного газа с российским трубопроводным газом говорят в будущем времени, то российский уголь уже находится в острой конкурентной борьбе с американским углем. И в данный момент Германия – крупнейший покупатель российского угля в Европе. Что же ждет в ближайшие полтора-два десятилетия шахтеров и жителей Кузбасса и других угольных регионов России – вопрос для нашей страны крайне актуальный.
Международная группа ученых, в том числе эксперты Немецкого института экономических исследований (DIW) в Берлине, в опубликованном в начале сентября совместном исследовании проанализировала перспективы угля в шести странах. Точнее говоря: перспективы отказа от угля. Рассматривались Германия, Польша, Южная Африка, Австралия, Индия и Китай. Все они представляют большой интерес для российских угольщиков как крупные потребители или конкуренты.
Основные выводы исследования в чем-то совпадают, но в целом существенно расходятся с точкой зрения российского руководства. А она такова: «Текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю». Об этом, кстати, российский президент Владимир Путин заявил 27 августа в Кемерове на заседании комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса, напомнив, что Россия уверенно занимает третье место среди крупнейших в мире экспортеров угля.
Что же касается традиционного для российских угольщиков европейского экспортного направления, где железнодорожная и портовая инфраструктуры давно имеются, то в ЕС при принятии соответствующих политических решений уже в ближайшее десятилетие может произойти резкое сокращение потребления угля и соответственно его импорта, считает DW.
Так, в Германии, которая к концу 2018 года окончательно прекратит собственную добычу каменного угля, «имеется реальная возможность без ущерба для энергетической безопасности страны относительно быстро, приблизительно к 2030 году, закрыть все угольные электростанции», заверила профессор Франциска Хольц, сославшись на расчеты и сценарии своего института. Они показывают: возобновляемые источники и частично газовые электростанции способны в сжатые сроки полностью заменить и атомные электростанции, и угольную генерацию электроэнергии.
Это неплохая перспектива для «Газпрома», но очень тревожная для российских угольщиков. Ведь получается, что впредь их экспорт в Германию и на другие рынки Европы, да и в Китай тоже, будет зависеть главным образом от того, насколько решительно власти этих стран захотят бороться против глобального потепления и за чистый воздух и, подчеркивает DW, от успехов возобновляемой энергетики. Но нынешние дебаты в Германии показывают, что до отказа от угля может пройти еще немало времени.
комментарии(0)