0
33488
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

10.06.2019 17:20:00

Сколько стоит тонна выбросов парниковых газов

Варианты налогообложения эмиссии двуокиси углерода

Тэги: глобальное потепление, климат, парниковые газы, углеродная цена, выбросы


глобальное потепление, климат, парниковые газы, углеродная цена, выбросы Доля отдельных стран мира в общем балансе мировых выбросов двуокиси углерода в 2017 году. Схема выполнена Михаилом Митиным

Про углеродную цену (цену на выбросы парниковых газов) в настоящее время в России пишется много, проводятся конференции и круглые столы. Об этом «НГ-энергия» сообщала в своих апрельском и майском номерах. На них в большинстве случаев система налогообложения выбросов СО2 подвергается критике. Поэтому и предложенный российским Минэкономразвития вариант налогообложения вызывает в предпринимательских кругах и в ряде политических партий скорее негативную, чем позитивную реакцию. Подобные оценки связаны с соответствующими затратами, которые могут снизить конкурентоспособность и отдельных предприятий, и целых отраслей и даже привести к их закрытию, как, например, в угольной промышленности. Излишне говорить о связанной с этим социальной нагрузке.

В обзоре Global Carbon Account 2019 парижского Института экономики изменения климата говорится, что по состоянию на 1 мая 2019 года в мире действовало 25 схем налогообложения выбросов ПГ и 26 схем торговли выбросами (ETS). В общей сложности на юрисдикции, в которых применяется углеродная цена, приходится около 60% мирового ВВП.

В рамках этих схем эмитенты в 2018 году заплатили в казну за свои выбросы 45 млрд долл. (40 млрд евро). Для сравнения: в 2017 году выплаты составили 32 млрд долл., в 2016-м –  22 млрд долл. Прирост платежей в 2018 году был в основном вызван ростом цены на выбросы ПГ в Европейской схеме торговли выбросами (EU ETS) с менее 10 долл. до более 25 долл. за тонну к концу году.

Чтобы удержать повышение средней температуры в пределах 2 градусов по Цельсию при сохранении экономического роста, Комиссия высокого уровня по ценам на углерод, возглавляемая экономистами Николасом Стерном и Джозефом Стиглицем, рекомендует к 2020 году довести цены на углерод до уровня 40–80 долл. за тонну CO2, а к 2030 году – до уровня 50–100 долл.

Разумеется, встает вопрос: как образуется цена для компенсации тонны СО2? Обычно размер цены компенсации выброса 1 т двуокиси углерода  рассчитывается из стоимости реализации балансировочного проекта и оценки снижения эмиссии. Размер расходов зависит от величины проекта, применяемых технологических решений и страны, в которой происходит реализация проекта. На рыночные  цены оказывает влияние и торговля сертификатами на выбросы (если таковая практикуется). Организация Klima-Kollekte, которая представляет собой компенсационный фонд христианских церквей, рассчитывает среднюю цену тонны выбросов СО2 в 23 евро, включая организационные расходы. Это примерно соответствует расчетам других экспертов. 

Из этой цены фонд получает 2,5 евро в качестве административных и управленческих расходов. Из каждого сертификата, касающегося крупных проектов (экономия более 5000 т СО2 в год), 1,5 евро идет на поддержку более мелких проектов. Речь идет, например, о создании солнечных электростанций. Это должно соответствовать конкретным стандартам (CDM/Gold Standard) и контролируется независимыми организациями. 

Последующий длительный мониторинг контролирует проведение проекта и этим оценивает действительную экономию СО2 и вклад в устойчивое развитие. 

Фонд реализует в настоящее время небольшие проекты в Никарагуа, на Кубе, в Мьянме (бывшая Бирма) и в Танзании. Самый небольшой проект предфинансируется в размере 20 тыс. евро, и все проекты содействуют повышению уровня энергоэффективности или внедрения возобновляемых источников энергии. Все проекты, кроме Мьянмы, генерируют соответствующие сертификаты.

В Германии, оценивает немецкое информационное агентство dpa, 1 т выбросов   причиняет ущерб природе в 180 евро. Если это пересчитать на все выбросы 2016 года, то общая сумма ущерба составит 164 млрд евро. Эта цифра была на днях названа немецким правительством. Увеличение объемов парниковых газов, вредные вещества в воздухе и другие сопровождающие события, наносящие ущерб окружающей среде, негативно влияют на здоровье людей, разрушают экосистемы и ведут к вымиранию растений и животных. К этому необходимо добавить экономические потери из-за перерывов производственной деятельности, потерь урожая, разрушения зданий и инфраструктуры. С точки зрения нового главы Ведомства по охране окружающей среды Германии (UBA) Марии Краутцбергер, принимаемые сегодня меры по защите климата сэкономят нам и последующим поколениям многие миллиарды евро, которые иначе бы пришлось потратить на ликвидацию последствий нанесенного окружающей среде ущерба. В этой связи ее ведомство обновило перечень возможного ущерба и произвело новые расчеты стоимости поддержания окружающей среды в надлежащем порядке. Например, те, кто использует автомобили с дизельным двигателем, должны платить за нанесение ущерба окружающей среде по 5,3 евроцента за каждый километр пути. Дизели более старых моделей – даже по 7 евроцентов. Бензиновые двигатели наносят природе ущерб в 4,6 евроцента за каждый пройденный километр. Но, кто думает  об экологической безопасности электромобилей, те ошибаются. Они наносят ущерб окружающей среде в размере 4,1 евроцента за пройденный километр. Железнодорожный поезд на дизеле обходится окружающей среде в 12,3 евроцента за километр. Пассажирский самолет для коротких и средних расстояний, использующий традиционный керосин, – 10,1 евроцента за километр полета. Производство 1 кВт-ч за счет сжигания на электростанциях бурого угля наносит ущерб окружающей среде в размере 20,81 евроцента. Таким образом, например, в 2016 году окружающей среде в Германии только за счет тепловых электростанций, работающих на таком энергоносителе, как бурый уголь, был причинен ущерб в размере 31,2 млрд евро. Но и альтернативные источники энергии наносят ущерб планете. Производство 1 кВт-ч с помощью ветровой энергии причиняет ущерб экологии в размере 0,28 евроцента.

Показатели ущерба от  транспортной отрасли в этом плане не ограничиваются только типом использованного топлива. Ущерб для экологии от эмиссии 1 т пыли в ходе движения автомобиля оценивается в 59 700 евро. Общий показатель ущерба от пыли составил в 2016 году  1,49 млрд евро. А ущерб от окиси азота насчитывает 15 тыс. евро на тонну выбросов. Для 2016 года это составило в целом 7,29 млрд евро.

Эти данные были рассчитаны по методикам независимой экспертной организации INFRAS, расположенной в Швейцарии. Она занимается с 1979 года проблемами устойчивого развития общества, экономики и экологии. Как отмечает агентство dpa, эксперты демонстрируют гигантский уровень ущерба, наносимого каждый год экологической системе страны. Этот ущерб реален, и он вызывает значительные потери для экономики страны. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
2655
"Большая семерка" пообещала ужесточить санкции против Москвы...

"Большая семерка" пообещала ужесточить санкции против Москвы...

Юрий Паниев

Второй срок Трампа в Белом доме начал обретать контуры

0
4443
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
3368
Президент Киргизии не знал, что в стране предотвратили переворот

Президент Киргизии не знал, что в стране предотвратили переворот

Виктория Панфилова

Жапаров в Баку обсуждает глобальные климатические изменения

0
3770

Другие новости