0
20775
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

18.05.2020 17:28:00

Выход на мировые рынки зеленых технологий

"Роснано" и завод Vestas по производству лопастей для ветроустановок впервые поставят свою продукцию на экспорт

Тэги: ветроэнергетика, ветряки, роснано, vestas, ветроустановки, ульяновская область


ветроэнергетика, ветряки, роснано, vestas, ветроустановки, ульяновская область Ветряки могут украсить и нефтяную платформу, превратив ее в зеленый дом. Изображение © XTU Architects

Глобальный совет по ветроэнергетике (GWEC) опубликовал 15-й выпуск своего важнейшего Отчета по мировой ветроэнергетике (Global Wind Report), в котором говорится, что в 2019 году в мире было установлено 60,4 ГВт ветроэнергетических мощностей, что на 19% больше, чем в 2018 году. Таким образом, прошлый год стал вторым по объему ввода в эксплуатацию в истории ветроэнергетики. Суммарная мощность всех ветроэнергетических установок в мире в настоящее время превышает 651 ГВт, что на 10% больше по сравнению с 2018 годом. Китай и США остаются крупнейшими в мире рынками наземной ветроэнергетики: на эти страны в 2019 году приходится более 60% новых мощностей.

Все более весомую роль играет морской сектор: в 2019 году в этой отрасли был введен в эксплуатацию рекордный объем – 6,1 ГВт. Доля офшорной ветроэнергетики от общего количества новых установок также стала рекордной и составила 10%.

В докладе определены два основных инструмента для дальнейшего ускорения роста ветроэнергетики: смещение акцента с LCOE на культивирование таких энергетических рынков, которые способны обеспечить устойчивость ветроэнергетики и возобновляемых источников энергии в долгосрочной перспективе, использование новых технологических решений, таких как комбинирование технологий ВИЭ и аккумулирование энергии (так называемая гибридизация) и «зеленый водород», что позволит отрасли открыть новые возможности. Считалось, что 2020 год также станет рекордным для ветроэнергетики: Глобальный совет по ветроэнергетике прогнозировал ввод 76 ГВт новых мощностей. Однако полную оценку воздействия COVID-19 на рост числа новых ВЭУ можно будет провести только по прошествии времени. В GWEC планируют пересмотреть собственный прогноз на 2020–2024 годы с учетом потенциального воздействия COVID-19 на мировую экономику и энергетические рынки и опубликовать его во II квартале 2020 года.

«Офшорная ветрогенерация растет в геометрической прогрессии и, без сомнений, является одной из движущих сил энергетического перехода» – следует из нового прогноза развития офшорной ветроиндустрии, который выпустило агентство GWEC Market Intelligence. Прогнозируется появление 51 ГВт новых офшорных станций в мире к 2024 году. При этом ключевыми рынками развития офшорной генерации, согласно исследованию, являются Северная Америка, Китай (материк), Тайвань, Япония, Вьетнам и Южная Корея. Совокупно до 2024 года на этих рынках появится ~30 ГВт офшорных ВЭС.

На площадке завода по производству лопастей для ветроустановок «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» в Ульяновске прошла торжественная церемония отгрузки первой продукции, предназначенной для экспорта в Данию. В церемонии приняли участие заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, посол Королевства Дания в России Карстен Сендергорд, председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс и генеральный директор «Вестас Мэньюфекчуринг Рус» Кимал Юсупов. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией мероприятие прошло в формате видеоконференции. Партия из 48 лопастей была отправлена с площадки ульяновского предприятия «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» заказчику в Данию для строительства нового ветропарка. Экспорт одного из ключевых компонентов ветроустановки (ВЭУ), локализованного в России, осуществляется впервые в истории отечественного энергомашиностроения.

Из Ульяновска лопасти каждая длиной 62 м и весом 12,5 т будут перевезены грузовым автотранспортом в порт Тольятти, откуда водным путем на двух судах будут доставлены заказчику в Данию к середине мая. Оборудование предназначено для турбин Vestas марки V126 единичной мощностью 3,45 МВт и позволит покупателю построить 55 МВт новой ветрогенерации. Как отметил заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов: «Первый экспорт лопастей – важное событие не только для отрасли возобновляемой энергетики, но и для экономики нашей страны в целом. Производство компонентов для ветроустановок Vestas локализовано помимо Ульяновска также в Нижегородской и Ростовской областях. Подобные проекты надо тиражировать и в других регионах. Правительство РФ поддерживало и будет поддерживать создание новых высокотехнологичных производств в этой сфере. В рамках программ поддержки возобновляемой энергетики к 2024 году будет построено более 5 ГВт генерирующих объектов, работающих на энергии солнца, ветра и воды. Учитывая важность развития возобновляемой энергетики, а также необходимость усиления индустриальных компетенций и обеспечения экспорта высокотехнологичного оборудования и услуг данной отрасли в будущем, правительство РФ продолжит курс на поддержку этого направления и после 2024 года».

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подчеркнул в своем выступлении, что «Ульяновская область гордится тем, что стала колыбелью отечественной ветроэнергетики. Именно здесь был возведен первый ветропарк мегаватного класса, локализовано производство лопастей для ветроэнергетических установок, на базе Ульяновского государственного технического университета запущены программы подготовки кадров для новой отрасли».


5-10-2350.jpg
Ветровые электростанции на датском
побережье.  Фото Pixabay
По мнению председателя правления УК «Роснано» Анатолия Чубайса, «завод Vestas и «Роснано» в Ульяновске, первым локализовавший производство лопастей ветроустановок в России, вновь подтверждает статус первопроходца отечественной ветроэнергетики. Первая поставка российского ветроэнергетического оборудования на экспорт означает, что мы полностью выполняем взятые на себя обязательства в рамках специнвестконтракта. Мы гордимся, что ульяновские лопасти найдут применение в Дании, на родине мировой ветроэнергетики, которая на сегодня является мировым лидером отрасли».

В своем выступлении президент Vestas в Северной и Центральной Европе Нильс де Баар отметил, что «Vestas рад тому, что вместе с «Роснано» и локальными промышленными партнерами мы полностью выполняем обязательство завода в Ульяновске по экспорту, предусмотренное специальным инвестиционным контрактом. Первая экспортная поставка 48 лопастей является еще одним важным шагом для российской ветроэнергетики, и в нем, несомненно, есть заслуга каждого сотрудника завода».

Предприятие «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус», запущенное в декабре 2018 года, производит композитные лопасти для турбин ВЭУ, не имеющие аналогов в РФ. Производственная площадка расположена на территории авиационного кластера в Ульяновске. Лопасти предназначены для ВЭУ мощностью от 3,4 до 4,2 МВт. В 2020 году планируется выпустить более 250 лопастей, в 2021 году – нарастить производство продукции до 300 лопастей в год. Партнерами проекта выступают Vestas, «Роснано» и Консорциум инвесторов Ульяновской области, в состав которого входит Ульяновский наноцентр ULNANOTECH и «Аквилон». Объем инвестиций составил более 2 млрд руб. На высокотехнологичном предприятии создано более 400 рабочих мест.

Уникальное производство компонентов ВЭУ создано в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК) между «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус», Министерством промышленности и торговли РФ и Ульяновской областью. СПИК, заключенный на восемь лет, стал первым в отечественном энергомашиностроении. В обмен на обязательство со стороны СП создать производство промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ, механизм гарантирует стабильность налоговых и регуляторных условий для успешного трансфера технологий.

На сегодня датская Vestas – мировой лидер в производстве ВЭУ – совместно с «Роснано» осуществляет трансфер технологий ветроэнергетики и наращивает в России свои производственные мощности. Производство лопастей в Ульяновске стало одним из ключевых этапов программы локализации оборудования ветроэнергетики в России (вклад в степень локализации ВЭУ – 18%). Vestas выбрана поставщиком оборудования ВЭУ для Фонда развития ветроэнергетики (создан на паритетной основе АО «Роснано» и ПАО «Фортум»), реализующего проекты строительства ветропарков общей мощностью более 1800 МВт до 2023 года.

В этой связи нелишне напомнить, что в 80-е годы в СССР была создана промышленность по производству ветроэлектрических агрегатов. Но в ходе перестройки она была фактически ликвидирована. Так, в 1987 году НПО «Ветроэн» были утверждены технические условия, по которым впоследствии был налажен выпуск ветроэлектрических агрегатов АВЭУ-6–4М с ветроприемным устройством колинорного (вентиляторного) типа и виндрозным механизмом ориентации на ветровой поток.ВЭУ комплектовалась бесконтактным синхронным генератором СГВМ4-У1 производства завода «Тяжэлектромаш» города Фрунзе (сегодня Бишкек – столица Киргизии) с блоком автоматики БА-М-4.Частота вращения ветроколеса и генератора стабилизировалась с помощью центробежно-аэродинамического механизма.До развала Советского Союза «Ветроэн» успел выпустить несколько тысяч таких установок. Проекты строительство ВЭУ разрабатывал институт «Ветроэнергопроект» – СПИО. Естественно, столь значительные затраты были недоступны мелким предприятиям и сельским хозяйствам, поэтому ВЭУ в основном поставлялись на крупные предприятия, которые имели возможность отвлечь достаточные средства на развитие собственной ветроэнергетики. Использовать ВЭУ планировалось, как правило, в подсобном хозяйстве. Однако жизнь распорядилась так, что на большинстве предприятий до монтажа и наладки ВЭУ дело не дошло. Часть установок осталась лежать на складах, часть была разворована, а часть сдана в металлолом.

По мнению экспертов, высказанному на страницах группы Исследования ВИЭ в Facebook, АВУ-6–4М стоит того, чтобы на нее обратили внимание энтузиасты ветроэнергетики. Если на базе несущего стержня выполнить стеклотекстолитовый профиль рабочих лопастей и установить тихоходный безредукторный генератор, то эффективность такой установки можно существенно повысить. Если такой возможности нет, то профиль рабочих лопастей нужно довести с помощью современных автомобильных шпаклевок. Шестерни главного редуктора можно доработать и «обкатать» или изготовить новые. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости