В Госдуме обсудили варианты актуализации энергостратегии. Фото с сайта www.duma.gov.ru
В июле 2022 года в Госдуме был проведен специальный круглый стол по подготовке предложений к Энергетической стратегии России на период до 2050 года.
Открывая дискуссию, председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный заявил, что сегодня глобальная экономика и энергетика стремительно меняются, в том числе под давлением геополитических факторов, поэтому документы стратегического планирования, даже разработанные недавно, устаревают. Главная задача – отследить тенденции, которые только нарождаются, векторы развития, которые сохраняются, несмотря ни на что, и решения, которые позволят использовать эти тенденции во благо российской энергетики и экономики, с учетом той локомотивной и основополагающей роли, которую играет ТЭК в нашей стране. При этом Павел Завальный подчеркнул, что некоторые из задач и приоритетов, прописанных в Энергостратегии, не изменились, наоборот, ситуация требует скорейшей их реализации.
Заместитель директора департамента государственной энергетической политики Минэнерго Сергей Романов отметил, что мониторинг и анализ ситуации на мировом энергетическом рынке показывает, что большинство трендов, вызовов и рисков, заложенных в Энергетической стратегии – 2035, сегодня реализуются, включая геополитические. И это подтверждает правильность поставленной цели – придания российскому ТЭК максимальной гибкости.
Среди задач Энергостратегии – обеспечение энергетических потребностей России, поддержание энергобезопасности страны при сохранении вектора развития в пользу низкоуглеродного развития, пространственно-энергетическое развитие с учетом задач по децентрализации и повышению гибкости, усиление технологической независимости ТЭК, рост качества управления в энергетике.
Сегодняшняя ситуация, значительное изменение инфраструктурных, логистических, финансовых условий существования российского ТЭК заставляют искать новые способы реализации заложенных в Энергостратегии задач.
Что касается задач по отраслям, для нефтегазового комплекса это ускорение развития нефтегазопереработки и нефтегазохимии, расширение газификации и потребления газа на внутреннем рынке, ускоренная реализация инфраструктурных проектов на азиатском направлении, наращивание добычных, транспортных и перерабатывающих мощностей в Арктике и на Дальнем Востоке.
В электроэнергетике в списке важнейших задач – обеспечение надежности энергообеспечения, упрощение доступа к энергетической инфраструктуре, поддержка низкоуглеродной генерации. В угольной отрасли основная задача – найти новые рынки сбыта, решить сложнейшие логистические проблемы, разработать новые маршруты транспортировки.
В связи с необходимостью как можно скорее обеспечить технологический суверенитет российского ТЭК особый акцент должен быть сделан на развитии отраслевой науки. Необходимо также уделить особое внимание актуализации модели ценообразования в отраслях ТЭК с учетом изменения экономической ситуации на мировом энергетическом рынке.
Сегодня Министерство энергетики собирает предложения энергетических компаний и научных организации по актуализации Энергостратегии и ее дополнению задачами и решениями до 2050 года. Особенно сложным для целеполагания является горизонт 2041–2050 годов.
Директор департамента угольной промышленности Минэнерго Петр Бобылев рассказал о том, как идет работа над «угольной частью» ЭС. Поставлена цель остаться в первой тройке экспортеров угля (25% мирового рынка к 2050 году), сохранить четвертое место по объемам валютной выручки в российский бюджет. Идет работа над моделью биржевой торговли углем. Существенно изменяются экологические и климатические целевые показатели с целью повышения экологической приемлемости угля. Также просчитываются социальные последствия возможного снижения доли угольной генерации. Важный показатель в сфере безопасности отрасли – снижение метаноносности угольных пластов. Стоит задача по ускоренному развитию углехимиии. Представитель Минэнерго убежден, что угольная отрасль имеет большие перспективы, несмотря на общий тренд к низкоуглеродному развитию, поскольку может добиться значительной декарбонизации. Эти цели будут заложены в Энергостратегию.
Член правления – руководитель блока стратегии и инвестиций ПАО «Интер РАО» Алексей Маслов отметил, что основополагающими задачами в области электроэнергетики являются надежность, устойчивость и доступность энергообеспечения. А вот цели достижения углеродной нейтральности должны быть пересмотрены с учетом внешних обстоятельств.
Необходимо замедление заявленных ранее процессов в энергетике, направленных на достижение углеродной нейтральности; поиск новых решений в этой сфере, перераспределение основных экспортных потоков энергоносителей из РФ и их использование для развития внутренней инфраструктуры.
В числе главных задач – обеспечение надежного функционирования объектов электроэнергетики в условиях санкционных ограничений; обеспечение полного импортозамещения; оценка возможности перекомпоновки существующей электроэнергетической системы; определение направлений развития и стимулирование отечественного машиностроения, развитие собственного парка газовых турбин большой мощности; оптимизация использования существующего генерирующего и сетевого оборудования; определение основных подходов к рыночным механизмам, совершенствование существующих конкурентных механизмов.
Директор департамента стратегии и перспективного развития ПАО «РусГидро» Константин Янко отметил, что сегодня развитие гидроэнергетики становится особенно актуальным, поскольку представляет собой не только низкоуглеродный, но и устойчивый и технологически независимый вид генерации – все основное генерирующее оборудование российского производства. Гидроэнергетика как отрасль обеспечивает условия для роста экономики России, освоения и развития территорий, создает комплексные экономические, экологические и социальные эффекты.
Необходимо определить целевую долю гидроэнергетики и низкоуглеродных источников в целом в актуализированной Энергостратегии, задачи по развитию инфраструктуры отрасли и меры государственной поддержки для реализации проектов строительства гидроэнергетических объектов и обеспечения окупаемости инвестиций. Особый акцент должен быть сделан на развитии малой гидроэнергетики, в том числе в части спроса.
Заместитель начальника департамента – начальник управления ПАО «Газпром» Кирил Полоус сообщил, что «Газпром» поддерживает цели, которые будут заложены в Энергостратегии в части развития переработки газа, газификации и расширения применения газомоторного топлива, диверсификации экспорта и развития инфраструктуры на азиатском направлении.
Отдельно представитель компании остановился на вопросе разработки перспективных северных месторождений. С учетом успешного опыта реализации Восточной газовой программы «Газпром» предлагает возложить на него координирующие функции при их освоении.
Он также обратил внимание на важность координации трубопроводного экспорта и экспорта СПГ в существующей ситуации, когда в отношении трубопроводного сектора вводятся все более жесткие санкции. Кроме того, важно оценить достижимость планов по реализации крупных СПГ-проектов с учетом санкционных технологических ограничений.
Острую дискуссию в зале вызвали темы целевых показателей энергобаланса, желаемой доли разных видов энергоресурсов в ТЭБ, уточнение показателей доли российского оборудования и технологий по отраслям, необходимость скорейшего совершенствования моделей ценообразования, особенно в газовой отрасли, в связи с очевидным сокращением возможностей экспорта. Прозвучало немало критических замечаний в адрес Минэнерго в связи с отсутствием конкретных цифр.
Первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин, подключившись к круглому столу по ВКС, отметил, что в ситуации значительной неопределенности, которая вряд ли скоро закончится, важнейшими задачами ТЭК являются обеспечение технологической независимости, поддержание определенного уровня налоговых поступлений в бюджет страны, инвестиций в отрасли ТЭК, занятости и по отраслям. Именно с учетом этих задач и будут формироваться разделы Энергостратегии.
Павел Сорокин пообещал, что как только проект актуализированной Энергостратегии будет сформирован с учетом предложений, в том числе комитета Государственной думы по энергетике, он будет направлен в комитет для публичного обсуждения. Предположительно это произойдет в начале осенней сессии Государственной думы.