0
7330
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.12.2022 17:32:00

Страна восходящего солнца готовится к экстремальной зиме

В условиях высокой инфляции и дефицита электроэнергии

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист-международник.

Тэги: япония, энергетика, аэс, фукусима, катастрофа, ес, антироссийские санкции, энергокризис

Все статьи по теме "Санкционные войны"

япония, энергетика, аэс, фукусима, катастрофа, ес, антироссийские санкции, энергокризис После аварии на АЭС «Фукусима-1» нормы безопасности сильно ужесточили. Фото Reuters

Тысячелетия человеческие цивилизации и народы на Земле следовали четырем временам года. В зависимости от климатических условий и жизнедеятельности они делились на сезоны. В наш век человечество, по мнению современных философов, выходит из рабства от законов природы. У японцев, например, в прошлом аграрной нации, год делился на 24 сезона. Названия сезонов давались близкие к сельскохозяйственным работам или погодным явлениям – «дождь злаковых», «малая жара», «большой холод» и т.п.

Новые времена года

Сейчас в Японии эти названия вышли из употребления, больше говорят о двух – летнем и зимнем пиках потребления энергии. Эти пики примерно равны по многим показателям на большей части территории страны, и японцы готовятся к очередному зимнему, надеясь на то, что будут учтены все наблюдавшиеся трудности в стране с энергией в летнем. При этом учитывают и причины того, что народы Европы, провожая лето, готовятся к грядущему рукотворному «ужасному зимнему пику отопительного сезона», заготавливая дрова. Летний пик 2022 года Япония прошла достаточно спокойно. Все десять региональных электроэнергетических компаний (РЭК) страны перед пиком, как принято, доложили, что имеют обязательный запас мощностей в 3% для обеспечения энергией потребителей региона в пик. Руководство страны внимательно следит за обстановкой с энергоресурсами в странах Европы после политического отказа последних от российского газа и введением провоцируемых Вашингтоном серии санкций против России за несогласие ее с расширением сферы деятельности НАТО на Восток.

Руководства почти всех стран Евросоюза пошли на полное выполнение санкций, даже на прекращение импорта российского газа в ущерб интересам собственных граждан, и вынуждают их запасаться на зиму дровами. Токио не мог не выступить в общем строю под командованием Вашингтона и во многом присоединился к санкциям, готовясь к зимнему пику потребления. Правда, со многими исключениями в интересах энергетики.

В августе премьер-министр Японии Фумио Кисида провел в правительстве ряд примечательных перестановок. Новым министром экономики, торговли и промышленности, а также министром, ответственным за экономическое сотрудничество с Россией, был назначен Ясутоси Нисимура. На пресс-конференции при реформе кабинета Фумио Кисида высказал надежду, что новый министр экономики найдет способ обеспечить стабильные поставки энергии по разумным ценам, решая все проблемы «зеленой трансформации» энергетики страны. В свою очередь Нисимура обещал «обеспечить стабильное энергоснабжение Японии, включая более широкое использование ядерной энергии». В СМИ это было расценено как демонстрация уверенности в том, что страна проходит летний пик энергопотребления и что ядерная энергетика является основным источником электроэнергии, критически важным для достижения углеродно-нейтрального общества, пишет газета Mainichi Japan.

Однако многие специалисты сомневаются в такой оптимистической оценке, поскольку к зиме «мощности электрогенерации скорее сократятся» в связи с тем, что большинство реакторов АЭС в стране остаются заглушенными, как не соответствующие ужесточенным правилам безопасности, введенным после аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году, констатирует в редакционной статье газета Mainichi Japan (11.08.22).

На момент катастрофы на АЭС «Фукусима-1» в Японии действовало 54 энергетических реактора. Четыре из шести реакторов этой АЭС работали и были разрушены при возникшем пожаре. Два находились на плановой остановке для профилактики и выдержали удар стихии, но по экономическим причинам было принято решение не проводить работы по подготовке их к перезапуску. Все остальные реакторы в стране продолжали работать в штатных режимах, по закону останавливались на плановые технологические осмотры через 13 месяцев. Но с июля 2013 года в Японии стали действовать новые законодательные нормы безопасности ядерных объектов, и перезапуск реакторов разрешался только после тщательной проверки выполнения этих норм. Были периоды, когда все реакторы АЭС страны не работали.

Сейчас, более чем через десять лет после «Фукусимы», в стране только девять реакторов, выполнив требования новых, более строгих правил безопасности, получили разрешение на работу. Правительство, по словам Нисимуры, ожидает, что все эти девять реакторов будут введены в эксплуатацию к зиме, когда, по прогнозам, с энергоснабжением могут возникнуть проблемы. Обещается обеспечить ввод их в эксплуатацию в предстоящие месяцы (Asahi Shimbun, 14.08.22).

Акционерами РЭК принято решение готовить 24 реактора к демонтажу, поскольку затраты на работы по выполнению новых требований не окупятся в эксплуатации. Около десятка реакторов не получают разрешение на запуски, поскольку на это нет разрешения от местных органов власти, которые добиваются капиталовложений от РЭК на строительство дорог и других объектов инфраструктуры в целях безопасности. Поэтому центральное правительство намерено добиваться «взаимопонимания между региональными электроэнергетическими компаниями (РЭК) и местными органами власти по вопросу перезапуска», считает Ясутоси Нисимура.

Из остающихся реакторов только один готовится к перезапуску до зимнего пика. Это реактор №4 АЭС «Гэнкай», на котором мероприятия по антитеррористической защите планируется завершить в середине февраля 2023 года. Но это скорее будет страховка на летний пик энергопотребления в 2023 году. Кроме того, отмечается, что все готовые к запуску реакторы находятся в Западной Японии и существуют ограничения, насколько они могут дополнить электроснабжение Восточной Японии. Хотя бы из-за разности частот между восточными и западными префектурами.

Последовательная политика

На уточняющие вопросы о том, что обещания правительства противоречат принятому в декабре 2021 года Стратегическому энергетическому плану (СЭП), в котором правительство заявило, что оно «максимально сократит зависимость страны от ядерной энергии», Ясутоси Нисимура ответил, что он уважает положения СЭП, поскольку в них определена «последовательная политика правительства». Но он также отверг все спекуляции о возможной поддержке правительством строительства новых реакторов или замене устаревших реакторов новыми, что продвигается некоторыми кругами в правительстве и партиях правящей коалиции (Mainichi Japan, 17.08.22). «Последовательная политика» – это уход от прямого ответа, скорее «долгосрочная», поскольку на практике в частном порядке промышленные круги Японии уже начинают создавать структуры по разработке новых атомных реакторов, и их строительство планируется начать в 2030-х годах – пока без правительственной поддержки.

Обещание Нисимуры о готовности к запуску максимального числа реакторов прозвучало после того, как правительство в целом объявило о своей политике «максимального использования» реакторов, сославшись на усилия по декарбонизации в стране и ожидаемого в этих же целях сокращения электрогенерации тепловых электростанций в рамках глобальной тенденции декарбонизации, отмечает в редакционной статье газета Asahi Shimbun (14.08.22).

10-11-2480.jpg
Погодные риски заставляют энергетиков
пересматривать стратегию.  Фото Reuters
Внимание правительства к полному использованию мощностей АЭС большинство японских СМИ объясняет и аргументирует рядом причин. В сравнении с АЭС главный недостаток солнечной и других ВИЭ в том, что количество вырабатываемой электроэнергии колеблется в зависимости от погоды, пишет газета Yomiuri Shimbun (27.08.22) и в настоящее время энергодефицит компенсируется ТЭС. Однако в последние годы инвестиции в производство тепловой энергии сократились на фоне тенденции к декарбонизации и были закрыты многие ТЭС.

Учитывая резкий рост цен на топливо, акцент неизбежно будет сделан на ядерной энергетике, которую называют «квазивнутренним источником энергии». Вполне объяснимо введение новых нормативных стандартов безопасности АЭС, которые в Японии, как считается, самые строгие в мире. Они были введены для восстановления доверия граждан к АЭС. Есть надежда, что правительство будет стремиться к рациональным и эффективным проверкам, советуясь с обществом, пишет газета. Но, с другой стороны, задержки с перезапуском реакторов ослабили ядерный сектор энергетики Японии. Ряд компаний вообще вышли из него, производство компонентов для АЭС в стране сократилось, как и число талантливых студентов и исследователей в этой области (Yomiuri Shimbun, 27.08.22).

Проверено временем

Зимние пики энергопотребления Япония проходила двумя основными путями: созданием запаса мощностей электрогенерации и программами энергосбережения. В 1960-х годах, в период быстрого роста ВВП региональные электроэнергетические компании создавали и имели запас мощностей ТЭС на периоды как летних, так и зимних пиков.

Но стремительно в стране менялось соотношение потребителей электроэнергии. Сокращались и переносились за рубеж энергоемкие промышленные производства, особенно в связи с нефтяными кризисами 1970-х годов. Этот процесс продолжается. Например, при расширяющемся в мире переходе на возобновляемые источники энергии и росте спроса на солнечные батареи японские деловые круги разворачивают их производство за рубежом в странах с дешевой рабочей силой, например в Мексике или Болгарии, ближе к потенциальным покупателям. В них организуется производство корпусов и сборка, а выпуск полупроводниковых фотоэлементов наиболее дорогих деталей сохраняется в Японии. Энергопотребление на их производство небольшое, а доставка на сборочные заводы обеспечивается авиаперевозками.

Автомобилестроительные компании Японии также открывают сборочные заводы за рубежом, но многие комплектующие, даже двигатели, производят в Японии. Это невыгодно американской стороне. Правительственные органы США, давая разрешение на строительство в стране японских сборочных автомобильных производств, практически всегда записывают обязательства японской стороны на повышение доли комплектующих на американской территории в определенные сроки.

Перенос энергоемких производств за рубеж помогал снижать сезонные пики энергопотребления начиная с «нефтяных кризисов» 1970-х годов, как и курс на развитие атомной энергетики. Но это был долгосрочный стратегический курс. В те годы в краткосрочном подходе более эффективными оказались мероприятия по энергосбережению.

Ожидается, что грядущей зимой обеспечить запросы на электроэнергию будет труднее, чем уходящим летом, пишет газета Asahi Shimbun. Одни повторяющиеся призывы к гражданам сокращать потребление электроэнергии каждый раз, когда возникает ее дефицит, могут вызывать невосприимчивость к ним. Поэтому необходимо внедрять системы, поощряющие потребителей и электроэнергетические компании к снижению энергопотребления, в дополнение к расширению мощностей электроснабжения, пишет в редакционной статье газета.

Для преодоления возможного дефицита электроэнергии зимой правительство планирует по опыту прошлых зим оказывать финансовую поддержку точечными программами электросетевых компаний и планирует выделять средства для целевого поощрения усилий домохозяйств и предприятий по энергосбережению.

Один из механизмов заключается в вознаграждении за экономию электроэнергии снижением платы или баллами, которые можно использовать для покупок (Asahi Shimbun, 13.08.22). Некоторые низовые компании обеспечения электроэнергией уже внедрили программы такого рода, но система еще не получила широкого распространения.

Правительство решило обсудить и предложить систему стимулов для продвижения программ поощрительных баллов в рамках пакета мер по борьбе с ростом цен еще в июле. Планируется начислять баллы на сумму 2000 иен (15 долл. США) домашним хозяйствам и 200 000 иен предпринимателям после регистрации об участии. На это планируется выделить 180 млрд иен. Ряд экспертов считает, что суммы вознаграждений слишком малы. У правительства было достаточно времени, чтобы подготовить проект дополнительного бюджета для финансирования этой меры к зиме и представить план для обсуждения в парламенте, пишет газета Asahi Shimbun (13.08.22).Но это взгляды журналистов и первая реакция правительства.

Если летом, в августе внимание японских СМИ в большей мере уделялось возможным мерам правительства по надежному обеспечению энергоснабжения граждан в зимний пик, то ближе к началу зимы под влиянием разъяснений представителей кабинета министров внимание СМИ переключилось на более важную составляющую зимней энергетической проблемы – борьбу с инфляцией.

Правительство Японии, по сообщению информационного агентства Kyodo News, разработало пакет экономических мер на 67,1 трлн иен, включая расходы из государственного бюджета 25,1 трлн иен, бюджетов муниципальных органов власти и компаний. Предполагается сократить счета домохозяйств за электроэнергию примерно на 20% уже в начале следующего года в качестве шага по снижению инфляции.

Правительство планирует использовать налоговые поступления для финансирования пакета, хотя большая часть средств должна быть обеспечена за счет выпуска гособлигаций. На основе нового пакета кабмин планирует представить парламенту проект дополнительного бюджета на текущий финансовый год, заканчивающийся в марте 2023 года (Mainichi Japan, 26.10.22).

Это довольно конкретный и более широкий по мерам ответ на совет правительству о необходимости подготовить проект дополнительного бюджета для финансирования мер по подготовке к зиме. 


Мнение редакции «НГ-Энергия»

Европейский энергокризис охватил весь мир. Из-за торопливой закупки газа странами ЕС началась глобальная борьба за голубое топливо, пишет Nihon Keizai. Есть только одно решение проблемы – вернуть «изгнанную» Россию на международный рынок.

Страны ЕС, вынужденные отказаться от российского газа после начала спецоперации, начали в спешном порядке закупать сжиженный природный газ (СПГ) из других источников. В результате развивающиеся страны Азии, которые не могут позволить себе стремительно дорожающий СПГ, сталкиваются с частыми перебоями в подаче электроэнергии. Генеральный директор Международного энергетического агентства Фатих Бирол заявил, что зима 2023 года будет суровой. Более того, все чаще высказывается мнение, что напряженность будет сохраняться в течение десятилетий. Кризис выявил пропасть между идеей отказа от ископаемого топлива и реалиями зависимости от него. По мере приближения к цели, которая намечена на 2050 год, появляется все больше препятствий. СПГ-проекты требуют огромных вложений, и страны-производители стремятся заключать долгосрочные контракты с покупателями на большие объемы, чтобы окупить инвестиции.

Руководители японских электроэнергетических и газовых компаний говорят, что, если декарбонизация продолжится, пользы от долгосрочных контрактов на поставку СПГ не будет. Краткосрочные на небольшие объемы с возможностью перепродажи в любое время предпочтительнее. Это естественное решение, но не с точки зрения энергобезопасности. Япония может проиграть в борьбе между странами – производителями газа и операторами, которые хотят продавать на долгосрочной основе, и потребителями, которые хотят покупать на краткосрочной.

Руководитель группы по газу в Институте экономики и энергетики Хироси Хасимото отметил, что 2022 год станет годом принятия окончательного инвестиционного решения по СПГ. В центре внимания находятся США, где к сентябрю были подписаны долгосрочные контракты на поставку 46 млн т американского СПГ, включая новые проекты. Соглашения в основном заключаются на 15–20 лет, некоторые – на 25 лет. Из них на Китай приходится около 11 млн т, в то время как японские компании не подписали ни одного контракта.

Существует скептическое мнение, что не все будут готовы к запуску производства из-за растущих затрат на строительство и финансирование. Однако ориентация Пекина на долгосрочные контракты не ограничивается США. Он также подписал ряд соглашений с Катаром и Россией. Если сложить все долгосрочные контракты Китая, объемы превысят 100 млн т. Директор по исследованиям в Японской национальной организации по нефти, газу и металлам Мика Такэхара считает переход КНР на долгосрочный бизнес попыткой оптимизировать закупки за счет снижения доли дорогих спотовых контрактов в рамках подготовки к повышению спроса.

Американские и европейские мейджоры также переходят на долгосрочные контракты. ExxonMobil (США), Shell (Великобритания) и Total Energies (Франция) работают над получением долгосрочных договоренностей с новыми производителями СПГ в США и государственными энергокомпаниями на Ближнем Востоке. При этом сами они ограничивают инвестиции в нефтегазовые месторождения на фоне тенденции к декарбонизации. Представитель американской энергетической компании отметил, что мейджоры удовлетворяют спрос, играя роль посредника между японскими и европейскими газовыми предприятиями, которые неохотно подписывают долгосрочные контракты, поскольку считают, что смогут продавать СПГ и через 20 лет. 

После конкурентной борьбы нас ожидает рынок, на котором будут доминировать Китай и другие крупные игроки. Как Япония может подготовиться к ближайшему будущему? Если компании не могут взять на себя долгосрочные риски, этот пробел придется заполнить государству. Изучаются такие меры, как объединение небольших контрактов с электрическими и газовыми компаниями в одно большое соглашение, при этом госструктуры будут выступать в качестве посредника. В переходный период все большую важность приобретают меры по обеспечению стабильных поставок. Без этого о декарбонизации можно не мечтать.

(по материалам иноСМИ)


Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1270
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1064
Климатический форум превращается в финансовый

Климатический форум превращается в финансовый

Ольга Соловьева

Развивающиеся страны требуют триллион долларов для своей зеленой трансформации

0
1148
Президент Зимбабве увидел в Лукашенко младшего брата

Президент Зимбабве увидел в Лукашенко младшего брата

Дмитрий Тараторин

Глава Белоруссии на климатическом саммите встретился с друзьями и отругал ООН за бюрократизм

0
1075

Другие новости